Наименование конкурса в рамках которого реализуется проект: Конкурс на грантовое финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований по научным и (или) научно-технических проектам на 2023-2025 годы.

Руководитель проекта: Кульгильдинова Тулебике Алимжановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Международных коммуникаций КазУМОиМЯ  им. Абылай хана.

Идентификаторы:

Исследовательская группа проекта

ФИО Должность по проекту Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили
 1 Сарсембаева Арайлы Алибековна Ведущий научный сотрудник ORCID 0000-0003-2239-8358 https://orcid.org/0000-0003-2239-8358
2 Сурова Дарья Сергеевна Старший  научный сотрудник ORCID 0000-0003-1847-8697, https://orcid.org/ 0000-0003-1847-8697
3 Калелова Индира Маулкановна Научный сотрудник ORCID 0000-0001-9631-2129, https://orcid.org/0000-0001-9631-2129
Молодые ученые (до 40 лет + обучающие (Студенты, магистранты))
ФИО Должность по проекту  Идентификаторы (Scopus Author ID, Researcher ID, ORCID, если имеются) и ссылки на соответствующие профили  Примечание (ППС, студент, магистрант, доктарант)
1 Какишева Лаззат Жазылбековна Младший  научный сотрудник Scopus Author ID: 57353119400, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57353119400
ORCID 0000-0002-5900-8125, https://orcid.org/0000-0002-5900-8125
ППС
2 Урюстюмова Айзат Младший  научный сотрудник

ORCID 0000-0002-7189-1053, https://orcid.org/0000-0002-7189-1053

ППС

 

Аннотация проекта

Неформальное образование сегодня рассматривается как один из механизмов, который стимулирует совершенствование компетенций на протяжении всей жизни, способствует подготовке кадров новой формации.

Неформальное образование может включать в себя программы формирования дополнительных компетенций, семинары, форумы, инициативы в области личностного развития. Такое образование позволяет конструировать собственные траектории освоения знаниями и умениями, развития личностных качеств через коммуницирование, обучение, познание самого себя.

Образовательная среда, основанная на процессно-ориентированных подходах, будет способствовать личностной самоидентификации обучающихся, формировать специалистов и профессионалов, которые смогут дать толчок инновационному развитию Казахстана. 

Значительный научный потенциал проекта заключается в том, что неформальное образование рассматривается как триада, или триединство таких составляющих, как «студент – университет – внешняя среда». Такой подход дает возможность полно и детально подойти к процессу моделирования соответствующей образовательной среды. Реализация неформального образования даст студенту академическую свободу, заключающуюся в возможности выбора места обучения определенным компетенциям (это могут быть и разные университета, и предприятия, и другие организации, оказывающие образовательные услуги), возможность построения собственной образовательной траектории на основе критического осмысления образовательного контента, а также эмоционально-психологический комфорт процесса обучения.

В модели неформального образования «университет» становится активным участником образовательного сообщества через развитие онлайн образования, создание продвинутых курсов. Система перезачета внутренних курсов и  курсов внешних образовательных организаций создает имидж открытого к инновациям университета, ориентированного на удовлетворение личностных запросов.

Реализация проекта даст новый импульс для развития партнерских отношений, выстраивания гибких форм сотрудничества с целью обновления экономики и промышленности Казахстана. Предприятия Казахстана будут иметь высокопрофессиональных специалистов, которые еще и являются разносторонними личностями, а организации, предлагающие различные курсы, семинары, тренинги, получают возможность расширить свою аудиторию, поделиться с большим количеством людей своими идеями.

Цель проекта:

Разработка и внедрение адаптивной модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» для создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки самоорганизации образовательной деятельности.

Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:

Год

Ожидаемые результаты

Достигнутые результаты

2023 год

  1. 2 статьи и (или) обзора в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО (по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки») – в публикации будет представлено теоретическое обоснование концепции неформального образования, ее научно-теоретические подходы и принципы.
  2. Дорожная карта по внедрению неформального образования в ВКТУ им.Д.Серикбаева.
  1. Тулекенова Д.Т., Кульгильдинова Т.А. «Бастауыш мектепте болашақ шетел тілі мұғалімінің ағылшын тілі сабағында интерактивті learningapps.org мультимедиялық бағдарламасын қолдану біліктілігін қалыптастыру» // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Педагогические науки». № 2 (69). 2023. С. 203-219. https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/940/428
  2. Сарсембаева А.А., Сурова Д.С., Хасенова Л.Н., Токтаргалиева К.М «Қазақстан жоғары оқу орындарындағы бейресми білім беру: практикалық аспект» // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия «Педагогические науки». № 4 (71). 2023. https://bulletin-pedagogical.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/1063/397Разработана Концепция неформального образования и Дорожная карта, направленные на стимулирование саморазвития и самоидентификации обучающихся (утверждена проректором ВКТУ им. Д. Серикбаева 20.10.2023).
  3. Разработана Концепция и Дорожная карта неформального образования, направленные на стимулирование саморазвития и самоидентификации обучающихся (утверждена 20.10.2023).

2024 год

  • 2 статьи и (или) обзора в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО (по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки») – в статьях будут представлены результаты исследовательского этапа исследования: механизмы создания модели неформального образования и формирования образовательной среды, поддерживающей это образование;  
  • монография с научно-теоретическим описанием  модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
  • учебное пособие по научно-методологическим и практическим основам организации неформального образования в вузе;
  • Соглашения о сотрудничестве с университетами Казахстана и зарубежных стран и структурами, предлагающими разное содержание и форматы обучения;
  • онлайн курс в формате дополнительного образования
  • D.Zh. Sarzhanova, T.A. Kulgildinova, А.А. Sarsembayeva «Updating the information-contextual approach in training future foreign language teachers through case studies» // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». 2024, 29, 3(115) С. 73 - 83. https://pedagogy-vestnik.ksu.kz/index.php/pedagogy-vestnik/article/view/1152/484
  • Кульгильдинова T.A., Сурова Д.С., Сарсембаева А.А. «Неформальное образование в контексте современных трендов» // Вестник КАЗНПУ   имени АБАЯ. Серия: Педагогические науки. No 2(82), 2024, С. 36-48. https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3509/886
  • Кульгильдинова Т.А. Теоретико-методологические основы и практические аспекты неформального образования / Д.С. Сурова, А.А. Сарсембаева: Монография. Lap Lambert Academic Publishing. 2024. – 106с. ISBN: 978-620-7-9902-6
  • Сарсембаева А.А. Неформальное образование в академической среде: учебное пособие для преподавателей и студентов. / А.А. Сарсембаева,
  • И.М. Калелова, А.И. Урюстюмова / Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2024. - 65 с. ISBN 978-601-208-534-1
  • Заключены соглашения о сотрудничестве:
  • -  Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между Некоммерческим акционерным обществом «Восточно-Казахстанский технический университет им. Д.Серикбаева» и ГККП ВКО «Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей заповедник» управления культуры ВКО (от 06.02.2024 г.);
  • - Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между Некоммерческим акционерным обществом «Восточно-Казахстанский технический университет им. Д.Серикбаева» и КГУ «Восточно-Казахстанская областная библиотека им. А.С. Пушкина» управления культуры ВКО (от 08.02.2024 г.).
  • - Соглашение о сотрудничестве между ВКТУ им.Д.Серикбаева и Университетом Марии Кюри-Склодовской (Польша) (от 03.09.2024 г.).

Разработан онлайн курс «English Elementary» в формате дополнительного образования https://open.ektu.kz/courses/course-v1:LNG+AYa_EN+02/about на платформе open.ektu.kz.

2025 год

  • модель неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» для создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей самообразование и самоидентификацию обучающихся, и формирующей навыки самоорганизации образовательной деятельности;
  • 2 (две) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти) (например, таких, как Journal of Language, Identity & Education, ISSN: 1532-7701 Impact Factor: 1.273 Ranking: 110/184 (Linguistics) and 205/243 (Education & Educational Research), CiteScore: 1.19 87% 127/1032 Linguistics and Language (Scopus) https://www.scopus.com/sourceid/12100155706) – в публикациях будут представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению  модели неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда»;
  • монография научно-методологическим основам и практическим аспектам неформального образования;
  • обзорный онлайн справочник неформального образования для обучающихся вузов Казахстана (в виде мобильного приложения);
  • семинар/онлайн мастер класс республиканского уровня на тему проекта
  • На модель неформального образования «студент – университет – внешняя образовательная среда» получено авторское свидетельство № 60847 от «16» июля 2025 года.Tulebike Kulgildinova, Araily Sarsembayeva, Darya Surova, Gulsum Ayapbergenova, Saniya Nurgaliyeva Non-formal learning practices among students in Kazakhstan: Perceptions, challenges, and opportunities International Journal of Innovative Research and Scientific Studies. 8(2) 2025. pages: 3026-3036 Процентиль 69.
  • Кульгильдинова Т.А. Қазіргі заманғы сын-қатерлер жағдайындағы бейресми білім: Теория, практика және инновациялық технологиялар. Монография. / Д.С. Сурова, А.А. Сарсембаева, А.И. Урюстюмова, И.М. Калелова: Алматы, «Полилингва» баспасы. 2025. – 200 б.
  • Разработан обзорный онлайн справочник неформального образования для обучающихся вузов Казахстана (в виде мобильного приложения). Приложение представляет собой каталог кружков и курсов по направлениям неформального образования (музыка, спорт, языки, творчество и др.) с возможностью фильтрации и поиска по названию, адресу и контактам.
  • Проведен Республиканский семинар «Неформальное образование: современные вызовы, опыт реализации и перспективы», (12.06.2024 г.) (/newsevents/v-vktu-proveli-respublikanskij-seminar-po-neformalnomu-obrazovaniyu.aspx; https://www.facebook.com/share/y7c4vFdCh2gRbKfM/?mibextid=xfxF2i; https://storage.ektu.kz/nextcloud/index.php/s/mGyJ7KyAm5LBmL7).

 

Инфографика

Дата последних изменений:
15.08.2025