Котельные установки и парогенераторы

Нургалиева Асель Тлеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс обеспечить студентов знаниями и навыками по принципам работы, конструкциям и расчетам котельных установок и парогенераторов с акцентом на энергоэффективность и экологические требования. Дисциплина охватывает выбор оборудования, методы повышения его эффективности, вопросы эксплуатации, техники безопасности и современные технологии автоматизации котельных систем, а также основы энергосбережения и нормативные расчёты. В результате студенты смогут анализировать и выбирать оптимальное теплотехническое оборудование, применять методы расчёта и испытаний, обеспечивать надежную эксплуатацию и модернизацию котельных установок с учетом требований энергоэффективности и безопасности.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Тепломассообмен

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Основной целью курса является изучение конструкций и характеристик, физических принципов работы котельных установок и парогенераторов, процессов газовой и рабочей средах, методик расчетов, промышленного применения котельных установок и парогенераторов.
Задача
  • Овладение студентами теоретической базой по конструкции и принципу работы котельного оборудования, вспомогательного оборудования котельных и ТЭС, методами подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь рассчитывать тепловой баланс котельного агрегата, аэродинамический и гидравлический расчет котлов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Развить профессиональные знания и практические навыки, позволяющие анализировать законы сохранения и превращения энергии, объяснять принципы работы котельных установок, а также применять методы их теплового расчёта на практике.
  • Освоить методы подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь применять знания для расчёта теплового баланса котельного агрегата, анализировать аэродинамические и гидравлические процессы в котлах и обосновывать принятые инженерные решения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять и интерпретировать знания для выполнения практических расчётов, анализировать исходные данные, оценивать полученные результаты и обосновывать технические решения.
Результат обучения: формирование суждений
  • Анализировать взаимосвязь тепловых и гидродинамических процессов в котельных установках, объяснять их влияние друг на друга, применять полученные знания для оптимизации рабочих режимов и обоснования технических решений.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обсуждать и интерпретировать особенности инновационных конструкций паровых котлов, сравнивать их с традиционными решениями, оценивать преимущества и недостатки, формулировать аргументированные выводы и предлагать улучшения.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Анализировать механизмы горения топлива, объяснять основные принципы теории стабилизации горения, применять эти знания для оптимизации процессов горения и оценивать их эффективность.
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1-4 0-100
Практическая работа № 5-8
СРО №1-4 (на выбор 3)
СРО №5-8 (на выбор 3)
Рубежный контроль №1
2  рейтинг Практическая работа №9-11 0-100
Практическая работа № 12-15
СРО №9-11 (на выбор 3)
СРО №12-15 (на выбор 3)
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Источники энергии котельных агрегатов
  • Тепловой и эксергетический балансы котельного агрегата
  • Сжигание газообразных топлив в топках котельных агрегатов
  • Сжигание жидких топлив в котельных агрегатах
  • Сжигание твердых топлив в котельных агрегатах
  • Теплообмен в радиационных и конвективных поверхностях нагрева котельного агрегата
  • Гидродинамика систем с естественной и принудительной циркуляцией
  • Аэродинамика газовоздушного тракта котельного агрегата
  • Водный режим котельной установки
  • Тепловые схемы и основные элементы котельных агрегатов
  • Стандартизация параметров и мощностей котельных установок
  • Конструктивные схемы паровых и водогрейных котлов
  • Системы топливоподачи, золо и шлкакоудаления
  • Коррозия, абразивный износ, загрязнение и очистка поверхностей нагрева котельного агрегата
Основная литература
  • 1. Бадмаев Ю.Ц., Хусаев Н.С., Балданов М.Б. Котельные установки и парогенераторы: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Лань, 2023. – 208 с. – ISBN 978-5-507-47032-7.
  • 2. Лебедев В.М., Приходько С.В. Тепловой расчёт котельных агрегатов средней паропроизводительности: учебное пособие. – СПб.: Лань, 2022. – 184 с.
  • 3. Горюнова И.Ю., Похорилер В.Л. Котельные установки ПТУ и ПГУ: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 142 с. – ISBN 978-5-7996-3130-7.
  • 4. Мунц В.А., Павлюк Е.Ю., Прошин А.С. Котельные установки и парогенераторы: учеб. пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-7996-3145-1.
  • 5. Карякин. Котельные установки и парогенераторы. Основы и методика теплового расчёта: учебное пособие. – 2022.
Дополнительная литература
  • Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенераторы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2003.
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2007 – 270 б. 2007
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Мысалдар мен есептер. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2008 – 206 б.