Технологиялық машиналардың бөлшектері мен түйіндері

Есеркегенова Бекзат Жамбылқызы

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Пән технологиялық машиналардың негізгі бөлшектері мен тораптарын есептеу дизайнын, жұмыс принциптерін және әдістерін зерттеуге арналған. Беріліс элементтері, тіректер, қосылыстар, қозғалу және басқару механизмдері, сондай-ақ олардың беріктігіне, сенімділігіне және жобалау мен пайдалану кезіндегі технологиялылығына қойылатын талаптар қарастырылады.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Физика
  • Физика. Мектеп курсы

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: ЖОО компоненті

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • - формирование у студентов знаний о конструкции, назначении и принципах работы основных деталей и узлов технологических машин; - изучение методов расчёта, проектирования и выбора стандартных и оригинальных элементов машин; - развитие навыков анализа надежности, прочности и долговечности деталей; - подготовку студентов к решению инженерных задач, связанных с проектированием и эксплуатацией оборудования в горной, перерабатывающей и машиностроительной отраслях.
Міндет
  • - изучение конструкции, назначения и принципов работы деталей и узлов технологических машин; - знание основных видов нагрузок и условий работы деталей; - понимание требований к надежности, прочности и долговечности элементов машин.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • знать классификацию и назначение основных деталей и узлов технологических машин; понимать принципы работы, конструктивные особенности и области применения соединений, подшипников, передач, муфт, валов и корпусов; знать методы расчета на прочность, жесткость, износостойкость и надежность элементов машин; понимать современные требования к проектированию, стандартизации и унификации деталей и узлов; иметь представление о тенденциях развития конструкций машин и применении новых материалов и технологий; знать правила выбора стандартных элементов в соответствии с ГОСТ, ISO и другими нормативами.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • применять полученные знания для расчета прочности, жесткости и надежности деталей и узлов машин; использовать методы проектирования при выборе оптимальной конструкции элементов (валов, подшипников, передач, муфт, крепежных соединений и др.); подбирать стандартные изделия (подшипники, резьбовые соединения, зубчатые колеса и др.) в соответствии с условиями эксплуатации и нормативной документацией (ГОСТ, ISO); решать инженерные задачи, связанные с модернизацией и эксплуатацией технологического оборудования; использовать современные программные средства (CAD/CAE-системы) для моделирования, анализа и проверки деталей машин; обосновывать выбор материалов и способов обработки для повышения надежности и долговечности узлов.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • Анализировать различные варианты конструктивных решений деталей и узлов машин, сравнивая их эффективность, надежность и экономичность; делать обоснованные выводы при выборе методов расчета, проектирования и эксплуатации элементов машин; критически оценивать применяемые технические решения и предлагать их совершенствование; учитывать производственные, эксплуатационные, экологические и экономические факторы при формировании инженерных решений; формировать собственную аргументированную позицию по вопросам надежности, ресурса и модернизации узлов технологических машин; использовать полученные знания для оценки рисков и последствий при принятии инженерных решений.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: грамотно излагать технические решения устно и письменно (в отчетах, расчетных записках, презентациях); использовать инженерную терминологию для профессионального общения с преподавателями, коллегами и специалистами производства; работать в составе проектной или исследовательской группы, эффективно распределяя обязанности и взаимодействуя с другими участниками; аргументированно отстаивать принятые решения при обсуждении вариантов конструкции деталей и узлов; использовать современные средства коммуникации и цифровые платформы (CAD-модели, онлайн-конференции, совместные рабочие среды) для обмена информацией; вести диалог на профессиональные темы с учетом этики инженерного общения.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: самостоятельно изучать дополнительную техническую литературу, нормативную документацию (ГОСТ, ISO, СНиП) и современные исследования в области машиностроения; использовать справочные материалы, каталоги и базы данных стандартных деталей для решения инженерных задач; применять современные программные средства (CAD/CAE-системы) для самостоятельного моделирования и анализа конструкций; развивать навыки самообразования и критической оценки новых технологий и материалов; формировать индивидуальную траекторию профессионального развития, учитывая современные тенденции машиностроения и автоматизации; осознавать необходимость непрерывного профессионального обучения для повышения инженерной компетентности.
Оқыту әдістері

Для повышения качества обучения по дисциплине «Детали и узлы технологических машин» применяются современные образовательные технологии, ориентированные на активное вовлечение студентов и развитие их инженерных компетенций: Интерактивные лекции использование мультимедийных презентаций, анимаций, 3D-моделей узлов и механизмов; обсуждение примеров из реального машиностроительного производства. Проблемно-ориентированное обучение (Problem-Based Learning, PBL) постановка инженерных задач, требующих самостоятельного поиска решений; работа над кейсами из практики проектирования деталей и узлов. Проектная технология обучения выполнение мини-проектов по расчету и конструированию отдельных узлов машин; защита проектов в форме презентаций и технических отчетов. Компьютерное моделирование (CAD/CAE) использование программных комплексов (SolidWorks, AutoCAD, ANSYS и др.) для моделирования деталей и проведения инженерных расчетов; освоение современных методов цифрового инжиниринга. Элементы дистанционного и смешанного обучения размещение учебных материалов, тестов и заданий на платформе LMS (Moodle, Canvas и др.); проведение онлайн-консультаций и тестирований. Игровые и тренинговые технологии использование симуляторов для анализа работы механизмов; деловые и ролевые игры при обсуждении решений по выбору оптимальной конструкции узлов. Технология критического мышления анализ различных конструктивных решений и их сравнительная оценка; формирование у студентов навыков аргументированного выбора и принятия решений.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг 0-100
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
«Отлично» (90–100%) — студент владеет полным объемом знаний, умеет применять теорию для решения практических задач, выполняет расчеты без ошибок, проявляет самостоятельность и инициативу. «Хорошо» (75–89%) — материал усвоен в достаточном объеме, допущены незначительные ошибки в расчетах и выводах, студент способен к самостоятельной работе. «Удовлетворительно» (50–74%) — знания ограничены, допускаются ошибки при решении расчетных задач, требуется помощь преподавателя. «Неудовлетворительно» (менее 50%) — материал не усвоен, задания не выполнены, студент не способен к самостоятельному применению знаний.
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • Назначение и классификация технологических машин
  • Материалы для деталей машин
  • Основы расчета на прочность и жесткость
  • Соединения деталей машин
  • Валы и оси
  • Подшипники скольжения и качения
  • Муфты
  • Зубчатые передачи
  • Ременные, цепные и фрикционные передачи
  • Редукторы и вариаторы
  • Механизмы преобразования движения
  • Корпусные детали машин
  • Системы смазки и охлаждения в технологических машинах
  • Узлы управления и автоматизации
  • Перспективы развития деталей и узлов машин
Негізгі әдебиет
  • Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. Том 1–4. – М.: Наука, 1980. Иванов М.Н., Кудрявцев В.Н., Черняев А.И. Детали машин. – М.: Машиностроение, 2010. Леликов О.П. Детали машин: учебник для вузов. – М.: Академия, 2012. Дунаев П.Ф., Ковалев А.С. Детали машин и основы конструирования. – М.: Высшая школа, 2005. Стрекопытов С.А., Юрьев Б.А. Детали машин: учебник. – М.: Машиностроение, 2009. Кудрявцев В.Н. Основы проектирования деталей машин. – М.: Машиностроение, 2006. Болтинский В.А. Детали машин: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. Тимошенко С.П., Янг Д.Г. Теория упругости и сопротивления материалов. – М.: Наука, 1993 (как базовая для расчетов).
Қосымша әдебиеттер
  • Горелов В.А. Сопротивление материалов. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2008. Болотин В.В., Новожилов В.В. Механика материалов и конструкций. – М.: Наука, 1985. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. – М.: Наука, 1999 (для углубления расчетных основ). Никитин А.П. Справочник по деталям машин. – М.: Машиностроение, 1990. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Сопротивление материалов. – Киев: Вища школа, 2004. Справочник конструктора-машиностроителя / Под ред. А.А. Шепелевского. – М.: Машиностроение, 2002. Budynas R.G., Nisbett J.K. Shigley’s Mechanical Engineering Design. – McGraw-Hill, 2020 (международный стандартный учебник по деталям машин). Norton R.L. Machine Design: An Integrated Approach. – Pearson, 2019. Collins J.A., Busby H., Staab G. Mechanical Design of Machine Elements and Machines. – Wiley, 2010. ГОСТы и ISO-стандарты по подшипникам, зубчатым передачам, муфтам и соединениям (для практического применения).