Экономика предприятия (по отраслям)
Описание: Знание экономики предприятия (по отраслям) является основой компетентности специалистов, их способности определять направления экономического развития предприятия. Изучаются деятельность предприятий в конкурентной рыночной среде, процессы разработки и принятия эффективных решений в условиях ограниченных ресурсов. Обучающиеся овладевают знаниями об основных и оборотных средствах, кадровом потенциале, системах оплаты труда, себестоимости, финансовых показателях и оценке инвестиций.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Математика 2
 
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы | 
|---|---|
| Лекции | 30 | 
| Практические работы | 30 | 
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 | 
| СРО | 90 | 
| Форма итогового контроля | экзамен | 
| Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен | 
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Получение прикладных знаний в области экономического управления предприятием в условиях рыночной экономики, а также навыков самостоятельного использования теоретических знаний в практической деятельности с целью повышения эффективности производства.
 
Задача
- Знать методы выявления резервов, оптимальные пути решения хозяйственных задач с целью повышения эффективности работы предприятия соответствующей отрасли; уметь применять систему показателей и методик расчета эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, эффективно использовать ресурсы предприятия, обосновывать вложение инвестиций для развития производства.
 
Результат обучения: знание и понимание
- Знать производственные ресурсы предприятия, процесс формирование себестоимости, систему международных показателей оценки инвестиционных вложений в развитие производства.
 
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь рационально использовать ресурсы предприятия для повышения эффективности его деятельности, а также рассчитывать экономическую эффективность инвестиционных вложений.
 
Результат обучения: формирование суждений
- Иметь профессиональные знания экономических категорий производственной деятельности предприятия.
 
Результат обучения: коммуникативные способности
- Использовать информацию об экономической деятельности предприятия для общественных связей, быть компетентным в управлении средствами производства.
 
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать специальное образование на методической и научной основе, систематически повышать уровень профессиональных способностей.
 
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - технологии проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные методы и формы).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого | 
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 | 
| On-line course. Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
| Решение задач | ||
| Контрольная работа | ||
| 2 рейтинг | Устный опрос | 0-100 | 
| Реализация теоретического материала при принятии экономического решения | ||
| Решение задач | ||
| Контрольная работа | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 | 
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 | 
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
| 1 Лекционный материал. | Наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: оптимальный объем текста (не более одной трети оригинала); логическое построение и связность текста; полнота/глубина изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). | Наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: оптимальный объем текста (менее одной трети оригинала); логическое построение и связность текста; частичное отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). | Частичное наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: малый объем текста (менее одной трети оригинала); отсутствует логическое построение и связность текста; частичное отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление практически отсутствует (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). | Отсутствует наличие конспекта лекций, что позволяет формировать и оценивать умения обучающийся по переработке информации. Критерии оценивания: практически отсутствует объем текста (менее одной трети оригинала); отсутствует логическое построение и связность текста; отсутствие полноты/глубины изложения материала (наличие ключевых положений, мыслей); визуализация информации как результат ее обработки (таблицы, схемы, рисунки); оформление практически отсутствует (аккуратность, соблюдение структуры оригинала). | 
| 2 Практические задания. | Выполнение всех контрольных срезов (работ). Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: соответствие предполагаемым ответам; правильное использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); логика рассуждений; неординарность подхода к решению. | Выполнение всех контрольных срезов (работ), но с доработками и перерасчетами. Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: частичное соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); логика рассуждений. | 50% выполнение всех контрольных срезов (работ), с доработками и перерасчетами. Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: 50% соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); отсутствие логики рассуждений. | Не выполнение всех контрольных срезов (работ). Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. Контрольная работа - письменное задание, выполняемое в течение заданного времени (в условиях аудиторной работы - до 30 минут, в условиях внеаудиторной работы - от одного дня до нескольких). Критерии оценивания: полное не соответствие предполагаемым ответам; не в полном объеме использование алгоритма выполнения действий (методики, технологии и т.д.); отсутствие логики рассуждений. | 
| 3 Самостоятельная работа обучающегося (СРО). | Выполнение всех заданий СРО и своевременная сдача по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: высокий уровень качества подготовки материала, свободное владение материалом, ясное понимание темы, ясные ответы на вопросы, приведение примеров; качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); высокое качество презентационного материала; свободное участие в дискуссии. | Выполнение всех заданий СРО и своевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: высокий уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, ясное понимание темы, ясные ответы на вопросы, частичное отсутствие примеров; качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); среднее качество презентационного материала; свободное участие в дискуссии. | Выполнение 50% заданий СРО и несвоевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: средний уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, малое понимание темы, неполные ответы на вопросы, частичное отсутствие примеров; низкое качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); низкое качество презентационного материала; отказ от участия в дискуссии. | Не выполнение заданий СРО и несвоевременная сдача (с доработками) по графику учебного процесса изучаемой дисциплины. Критерии оценивания: низкий уровень качества подготовки материала, владение материалом с учетом корректировок со стороны преподавателя, малое понимание темы, неполные ответы на вопросы, отсутствие примеров; низкое качество ресурсов (объем представленных релевантных источников, ссылки на источники); низкое качество презентационного материала; отказ от участия в дискуссии | 
| Письменный экзамен состоит из 3 вопросов: 2 теоретических вопроса (60 мин) и одна практическая задача (40 мин). Продолжительность экзамена 1 час 40 мин. Экзаменационный материал состоит 60% теоретического материала, 40% практического материала Обучающийся сдал модуль, если итоговая оценка выше 50%. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. | Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки | Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. | 
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
 - 60% результатов текущей успеваемости.
 
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э | 
| 2 | 
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе | 
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично | 
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо | 
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно | 
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно | 
| F | 0 | 0-24 | 
Темы лекционных занятий
- Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы
 - Основной капитал предприятия
 - Методы оценки основных средств (основного капитала) предприятия в Республике Казахстан
 - Оборотный капитал предприятия
 - Основные направления улучшения использования оборотных средств (оборотного капитала) предприятия
 - Трудовые ресурсы предприятия
 - Производительность труда: сущность, роль в развитии предприятия, методы ее измерения
 - Оплата труда на предприятии
 - Инвестиционная деятельность предприятия: инвестиционная активность и привлекательность предприятия - методика оценки
 - Инновационная деятельность предприятия: инновационная деятельность предприятия - сущность, задачи и управление нововведениями
 - Издержки производства и реализации продукции
 - Казахстанская практика формирования затрат предприятий на производство и реализацию продукции
 - Планирование производственной деятельности предприятия
 - Конкурентоспособность продукции и предприятия
 - Финансовые результаты деятельности предприятии
 
Основная литература
- Куатова Д.Я. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Алматы: Экономика, 2018.
 - Куатова Д.Я. Экономика предприятия: практический курс: Учебное пособие. - Алматы: ТОО PПИК «Дәуір», 2017.
 - Окаев К.О., Дюкова Е.Л. Экономика промышленного предприятия в условиях рынка. - Алматы: Экономика, 2018.
 - Сейтказиева А.М., Бекназарова А.Т. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие / Алматы: Университет «Туран», 2018.
 - Сейтказиева А.М. и др. Инвестиционная деятельность предприятия: Учебное пособие / А.М. Сейтказиева, А.Б. Байкадамова, Ж.И. Сариева. - Алматы: Экономика, 2018.
 - Прыкина Л.В. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
 - Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2018.
 - Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева. М.: Юрайт, 2018.
 - Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. - М.: Финансы и статистика, 2019.
 - Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2018.
 - Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2018.
 - Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О.И. Волкова - М.: ИНФРА, 2018.
 - Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
 - Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2017.
 
Дополнительная литература
- Гражданский Кодекс РК (общая часть).
 - Трудовой Кодекс РК.
 - Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)».
 - Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы изменения, пути снижения: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2017.
 - Кейлер В.А. Экономика предприятия: курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2018.
 - Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика, 2017.
 - Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2017.
 - Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информ. Внедренческий центр «Маркетинг», 2018.
 - Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. М.: Биизнес-школа «Интел-синтез», 2018.
 - Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 2018.