Наименование конкурса, в рамках которого реализуется программа: Конкурс на программно-целевое финансирование по научным, научно-техническим программам на 2023-2025 годы.

Руководитель проекта: Смаилова Сауле Сансызбаевна, PhD, ассоциированный профессор.

Идентификаторы:

Исследовательская группа

Ф.И.О. Должность по проекту Идентификаторы ResearcherID, ORCID, Scopus Author ID (при наличии)
1 Рахметуллина Сауле Жадыгеровна Ведущий научный сотрудник Scopus Author ID: 56658733600
https://orcid.org/0000-0002-3142-0249
2 Конурбаева Жадыра Тусупкановна Ведущий научный сотрудник Scopus Author ID: 56896041200, https://orcid.org/0000-0002-6457-392X
3 Машекенова Асия Хасеновна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 57209837078
4 Мендикулова Гульнара Малбагаровна Старший научный сотрудник Web of Science Researcher ID O-3343-2014
ORCID http://orcid.org/0000-0002-0922-0478
Scopus Author ID 57189934123
5 Денисова Оксана Касымовна Старший научный сотрудник ORCID https://orcid.org/0000-0003-0413-0542, Scopus Author ID: 57208010188
6 Козлова Марина Васильевна Старший научный сотрудник https://orcid.org/0000-0002-3381-4997,
Scopus Author ID: 56658397100
7 Закимова Альфия Манарбековна Старший научный сотрудник https://orcid.org/0000-0003-0413-0542 
Scopus Author ID: 57208010188
8 Сурова Дарья Сергеевна Старший научный сотрудник https://orcid.org/
0000-0003-1847-8697
9 Рахимбердинова Мадина Умиргалиевна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 56127317000
https://orcid.org/0000-0001-9009-8686
10 Блинаева Елена Васильевна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 56770018900
https://orcid.org/0000-0001-7251-3292
11 Тлебалдинова Айжан Солтангалиевна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 56825933500
https://orcid.org/0000-0003-1271-0352
12 Амралинова Бакытжан Базарбековна Старший научный сотрудник Scopus Author ID: 57194348109
https://orcid.org/0000-0003-0716-5265
13 Турегельдинова Алия Жумабековна Старший научный сотрудник Web of Science Researcher ID
AEV-5814-2022, 
ORCID 0000-0003-1042-1530,
Scopus Author ID 55683375700
14 Зыкова Наталья Михайловна Старший научный сотрудник ORCID 0000-0003-4893-7057
https://www.webofscience.com/wos/author/record/ACX-7697-2022
https://www.scopus.com/search/form.uri?display=basic#basic
15 Самусенко Елена Александровна Научный сотрудник Scopus Author ID: 57219612149, https://orcid.org/0000-0002-1384-2632
16 Юсубалиева Мадина Файзулиновна Научный сотрудник https://orcid.org/0000-0002-9461-9802
17 Бухатанова Зухра Бердыбековна Младший научный сотрудник  
18 Федькин Евгений Михайлович Инженер Scopus Author ID = 57383273200
Молодые ученые (до 40 лет )

ФИО

Должность по проекту

Идентификаторы

Примечание

1 Кумаргажанова Сауле Кумаргажановна Старший научный сотрудник Scopus: h=5,
Author ID = 56826204500
Web of Science: h=3
ResearcherID =P-1875-2017 https://orcid.org/0000-0002-6744-4023
ППС
2 Суйеубаева Салтанат Нурболсыновна Старший научный сотрудник https://orcid.org/0000-0002-0290-6290, Scopus Author ID: 57160209000 ППС
3 Байгереев Самат Ракимгалиевич Старший научный сотрудник https://orcid.org/0000-0002-7773-5457, Scopus Author ID: 57208088625 ППС
4 Сизов Михаил Владимирович Научный сотрудник ORCID ID: 0000-0002-3223-9310
Researcher ID: HCI-4478-2022
ППС
5 Рақышева Мадина Аділханқызы Научный сотрудник   ППС
6 Саркамбаева Шынара Галимжановна Старший научный сотрудник ORCID 0000-0001-8509-3688,
Scopus Author ID 55682792800
ППС
7 Жинақ Қымбат Омарбайқызы Научный сотрудник   ППС

 

Аннотация проекта:

Данный проект направлен на разработку стратегических подходов к формированию национальной модели инженерного образования для развития индустриально-инновационной экономики Казахстана.

Для достижения цели проекта необходимо провести: анализ социально-экономических показателей регионов с целью выявления сбалансированности регионального развития, оценки уровня устойчивости экономики регионов и страны, оценки потребностей в инженерных кадрах «сегодня и завтра» с учетом перспектив развития индустрии; разработать «региональную карту компетенций» рынка труда в долгосрочной перспективе; определить механизмы законодательной и финансовой поддержки системы образования и науки с целью предоставления регионам возможности влиять на направленность активностей опорных университетов для удовлетворения нужд  регионального развития.

На основании анализа текущего состояния инженерного образования, обзора существующих стандартов и передовых практик авторитетных организаций инженерного образования будут разработаны пилотные стандарты, учитывающие глобальные и технологические тенденции. Будет проведено пилотное тестирование стандартов в отдельных ОВПО.

В ходе реализации проекта планируется проведение качественных и количественных исследований по оценке технологий с точки зрения привлекательности и усилий по их реализации с учетом потребностей регионов РК, определение конкретных мер по замещению, интеграции или дополнению Атласа новых и трансформирующихся профессий в области инженерного образования.

Одним из этапов проекта будет определение целевых показателей и ожидаемых результатов Национальной стратегии повышения квалификации инженерных и инженерно-педагогических кадров в контексте непрерывного образования, разработка и внедрение программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для инженеров и инженерно-педагогических работников.

Важнейшим практическим этапом работы является создание Центра сертификации инженерных квалификаций согласно соответствующим критериям и процедурам. Для этого следует сформировать перечень универсальных, профессиональных и специальных компетенций, соответствующих международным стандартам инженерного образования.

В результате реализации программы ожидается создание цифровой платформы для ресурсного обеспечения и операционной поддержки создания и внедрения Национальной модели инженерного образования.

Цель проекта:

Создание национальной модели инженерного образования в контексте реализации целей устойчивого развития.

Ожидаемые и достигнутые результаты проекта:

Год Полученные результаты по исследованиям
Публикаций (со ссылками на них) и патентов; информация для потенциальных пользователей.

2023 год

Дан анализ социально-экономических показателей регионов Казахстана с целью выявления сбалансированности регионального развития. Систематизированы концепции современного инженерного образования для обеспечения необходимой целостности, которая способна обеспечить формирование комплекса компетенций современного инженера. Проведен обзор существующих стандартов и передовых практик авторитетных организаций инженерного образования. Обобщен зарубежный и отечественный опыт для подготовки преподавателей инженерного профиля. Спроектирована архитектура цифровой платформы Национальной модели инженерного образования.

Опубликована одна статья в отечественном журнале, рекомендуемом КОКСНВО РК: Ye.M. Fedkin, S.S. Smailova, S.K. Kumargazhanova, Zh.T. Konurbayeva, M.F. Yussubaliyeva. Digital platform architecture for engineering education model // BULLETIN D. Serikbayev of EKTU. – 2023. – №4.- P. 393-399. DOI 10.51885/ 1561-4212_2023_4_393.

2024 год

Проведена оценка структурных сдвигов в экономике, в промышленности и ее подотраслях в РК и Восточно-Казахстанской области (ВКО). Разработана Стратегия подготовки и повышения квалификации кадров в регионе, с учетом требований рынка труда на ближайшие годы. Сформированы пилотные стандарты инженерного образования. Разработан пилотный проект новых образовательных технологий на базе КазНИТУ им.К.Сатпаева. Разработана адаптивная система оценивания критериев сертификации инженерных кадров. Создана программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Создана концепция аккредитации инженерного образования на основе зарубежных и казахстанских стандартов. Проведено тестирование цифровой платформы Национальной модели инженерного образования.

Опубликовано одна статья в рецензируемом журнале, входящем в базу SCOPUS (процентиль – 78):
1. Aliya Turegeldinova, Bakytzhan Amralinova, Máté Miklós Fodor, Rakhmetullina Saule, Konurbayeva Zhadyra and Kiizbayeva Zhadyra. «STEM and the Creative and Cultural Industries: the 4 'I's keeping engineers from the CCIs» в журнале  “Frontiers in communication” Journal, Q1, H-index 25. Volume 9 - 2024 https://doi.org/10.3389/fcomm.2024.1507039

и шесть статей в отечественных журналах, рекомендуемых КОКСНВО РК:
1. Kiizbayeva Zh., Turegeldinova A., Amralinova B., Nurgaliyeva Zh. Emotional well-being as a key success factor for sustainable development of education. Вестник КазУЭФМТ, №2(55), 2024, с. 268-273. DOI 10.52260/2304-7216.2024.2(55).34.
2. Smailova S., Voronenko M. , Lytvynenko V. ., Kumargazhanova S., Blinaeva E., Tlebaldinova A. Application of bayesian networks to determine the impact of higher education on economic development. Вестник ВКТУ им.Д.Серикбаева, №3, 2024, с. 188-199. DOI: 10.51885/1561-4212_2024_3_188.
3. Денисова О.К., Конурбаева Ж.Т, Козлова М.В, Суйеубаева С.Н., Самусенко Е.А. Роль высшего образования в преодолении территориальных неравенств и обеспечении социально-экономической устойчивости регионов Казахстана. Вестник Торайгыров университета, №3, 2024, с. 105-119. DOI: 10.48081/KOMV9980.
4. Rakhmetullina S., Konurbayeva Zh., Surova D., Sizov M. Third mission of the university: vision, structure, experience. Высшая школа Казахстана, №4(48), 2024, с. 67-80. DOI:10.59787/2413-5488-2024-48-4-67-80.
5. Саркамбаева Ш.Г., Зыкова Н.М., Турегельдинова А.Ж., Тансыкбаева Г.О. Актуальность казахстанского инженерного образования и его интеграция в мировое образовательное пространство. Вестник КазУЭФМТ. №3 (56), 2024, с. 249-257. DOI 10.52260/2304-7216.2024.3(56).27.
6. Voronenko M., Lytvynenko V., Smailova S., Kumargazhanova S. Development of bayesian network`s dynamic models: моногр.- Усть-Каменогорск: ВКТУ, 2024. – 126 с. ISBN 978-601-208-858-8.

2025 год

Определены механизмы законодательной и финансовой поддержки системы образования и науки с целью предоставления регионам возможности влиять на направленность активностей опорных университетов для удовлетворения нужд регионального развития. Проведена презентация и публикация стандартов инженерного образования. На основе отзывов, полученных в ходе пилотного тестирования доработаны стандарты инженерного образования. Разработана методология осуществления мониторинга стандартов. Разработана концепция центра повышения квалификации подготовки и переподготовки для инженерных кадров и преподавателей инженерных направлений, которая позволит эффективно оценивать как новые образовательные технологии, так и цифровые инновации, применяемые преподавателями инженерного профиля. Разработан подход к формированию индивидуальных траекторий обучающихся с точки зрения инженерной педагогики, основанный на персонализированном обучении, учитывающем уровень подготовки, профессиональные интересы и карьерные цели обучающегося. Создана специальная студенческая лаборатория – EKTU CDIO Fab Lab, основной целью которой является развитие компетенций, соответствующих критериям успешной сертификации инженерных кадров. Разработан проект устава Альянса «Инженеры Казахстана». Разработана и обоснована методология обновления Атласа новых и трансформирующихся профессий в инженерном образовании с учетом опережающих потребностей регионов Казахстана. Определена структура и основные положения Национальной стратегии повышения квалификации инженерных и инженерно-педагогических кадров в контексте непрерывного образования. Для выявления зависимости регионального развития и показателей высшего образования использована модель на основе Кобба-Дугласа. Разработан механизм сквозного стандарта инженерного образования Республики Казахстан для ТИПО и ОВПО. Продолжается работа по апробации и улучшению инструментов оценки готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Для пилотного внедрения разработанных мер по подготовке и переподготовке преподавателей инженерного профиля определены механизм реализации, критерии оценки эффективности курсов с новыми образовательными технологиями. Проведено наполнение базы данных цифровой платформы, подключение пользователей к системе, выявление ошибок на этапе промышленной эксплуатации и их корректировка. Разработан алгоритм адаптации национальных стандартов к требованиям ABET и механизм включения Казахстана в Вашингтонский, Сиднейский и Дублинский аккорды. Разработано Положение о Центре профессиональной сертификации. Проведено пилотирование проекта по созданию Центра сертификации инженерных квалификаций на базе Мастерской Лу Бань ВКТУ им. Д. Серикбаева.

Опубликовано две статьи в рецензируемом журнале, входящем в базу SCOPUS:
1. Assel Sadenova,  Oxana Denissova, Marina Kozlova, Saule Rakhimova, Arkadiusz Gola, Saltanat Suiebayeva «Structural equation modeling (SEM) in Jamovi: An example of analyzing the impact of factors on enterprise innovation activity »  Applied Computer Science 2025, vol. 21, no. 1, pp. 97–110 https://doi.org/10.35784/acs_7037 (процентиль 56).
2. Oxana Denissova, Zhadyra Konurbayeva, Monika Kulisz, Madina Yussubaliyeva, Saltanat Suiebayeva Measuring the Digital Economy in Kazakhstan: From Global Indices to a Contextual Composite Index (IDED) Economies 2025, 13(8), 225; https://doi.org/10.3390/economies13080225 (процентиль 80).

Опубликовано шесть статей в отечественных журналах, рекомендуемых КОКСНВО РК:
1. Конурбаева Ж.Т., Суйеубаева С.Н., Рахимбердинова М.У. Преодоление барьеров на пути к Индустрии 4.0: Технологическая готовность и кадровые вызовы в горно-металлургической отрасли Казахстана. Вестник КазУЭФМТ №3(56) 2024 DOI 10.52260/2304-7216.2024.3(56).33.
2. Тлебалдинова А.С., Смаилова С.С., Кумаргажанова С.К. Роль высшего образования в экономическом развитии: обзор факторов и подходов моделирования. Вестник КазНПУ им. Абая №4(84), 2024 https://doi.org/10.51889/2959-5762.2024.84.4.001.
3. Сизов М., Конурбаева Ж.Т., Смаилова С.С., Кумаргажанова С.К. Современное инженерное образование: модели и тренды. Вестник Торайгыров университета №4, 2024  https://doi.org/10.48081/NFDS1683
4. Байгереев С., Машекенова А. Прикладная компьютерная модель для вычисления параметров сертификата профессионального инженера в сфере машиностроения. Вестник ВКТУ им.Д.Серикбаева №4, 2024 DOI: 10.51885/1561-4212_2024_4_5.
5. М. U. Rakhimberdinova,  Zh. T. Konurbayeva, A. H. Mashekenova Economic aspects of integration of technical and vocational education standards in the training of engineering staff/  Central Asian  Economic Review 2025  Volume 1 No. 160 pp.89-100 DOI: https://doi.org/10.52821/2789-4401-2025-1-89-100.
6. Zykova N., Mendykulova G., Amralinova B., Sarkambayeva Sh. Comparative analysis of current approaches to advanced training of engineering faculty. ВЕСТНИК КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки», №2(86), 2025 г.    https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.86.2.019.

Инфографика

最后更改日期:
14.08.2025