Мониторинг качества окружающей среды при ЧС
Описание: Дисциплина направлена на изучение методов оперативного контроля и оценки состояния окружающей среды в условиях ЧС (техногенных аварий, природных катастроф, химических и радиационных загрязнений). Студенты должны освоить технологии экспресс-анализа загрязняющих веществ (химических, биологических, радиационных); нормативные протоколы реагирования; моделирование распространения загрязнений и оценку экологических рисков. В результате освоения дисциплины студенты смогут организовывать мониторинг в зонах ЧС; прогнозировать последствия для экосистем и здоровья населения; разрабатывать рекомендации по ликвидации последствий и восстановлению окружающей среды.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Защита от химических воздействии в ЧС
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Достижение высокого качества экологического образования в познании экологического состояния и закономерностей пространственной дифференциации природно-технических геосистем, оценке перспектив развития региональных экологических ситуаций через призму действий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Задача
- - изучение теоретического объема курса - анализ закономерностей развития природно-технических геосистем - приобретение навыков и умений по выявлению допустимых норм антропогенных воздействий на природную среду, - разработка научно обоснованной стратегии в области оптимизации природной среды. - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений
Результат обучения: знание и понимание
- – сбор, анализ и обобщение литературных, фондовых и других данных; – на основе полученных естественнонаучных, общетехнических и специальных знаний формулировка мониторинговых задач.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в охране окружающей среды; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Результат обучения: формирование суждений
- Должны быть профессионалами в области мониторинга окружающей среды, оценки и прогнозирования, и рациональнго использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и безопасности с точки зрения проблем реализации социально-экологических систем, экологическая оценка, должны быть вовлечены в прогнозирование и разработку методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессиональное осуществление своей деятельности, экологическая оценка, прогнозирование и методы контроля и вовлечение в разработку и реализацию программ в области охраны окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Основные методы мониторинга окружающей среды, охраны окружающей среды
Методы преподавания
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | 0-100 | |
2 рейтинг | 0-100 | |
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
Основная литература
- 1. Мониторинг земель, Курманова Г.К. Учебное пособие Изд. Эверо, Алматы , 2015г, - 104 с. 2. Каракеян В.И. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Учебник, Юрайт, 2016 - 397 с.3. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. 4. Тихонова И.О., Кручинина Н.Е., Десятков А.В. Экологический мониторинг водных объектов. – М.: Инфра-М, 2012. – 152 с. 5. Тихонова И.О., Тарасов В.В., Кручинина Н.Е., Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.