Мониторинг качества окружающей среды при ЧС

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина направлена на изучение методов оперативного контроля и оценки состояния окружающей среды в условиях ЧС (техногенных аварий, природных катастроф, химических и радиационных загрязнений). Студенты должны освоить технологии экспресс-анализа загрязняющих веществ (химических, биологических, радиационных); нормативные протоколы реагирования; моделирование распространения загрязнений и оценку экологических рисков. В результате освоения дисциплины студенты смогут организовывать мониторинг в зонах ЧС; прогнозировать последствия для экосистем и здоровья населения; разрабатывать рекомендации по ликвидации последствий и восстановлению окружающей среды.

Количество кредитов: 6

Пререквизиты:

  • Защита от химических воздействии в ЧС

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Достижение высокого качества экологического образования в познании экологического состояния и закономерностей пространственной дифференциации природно-технических геосистем, оценке перспектив развития региональных экологических ситуаций через призму действий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Задача
  • - изучение теоретического объема курса - анализ закономерностей развития природно-технических геосистем - приобретение навыков и умений по выявлению допустимых норм антропогенных воздействий на природную среду, - разработка научно обоснованной стратегии в области оптимизации природной среды. - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений
Результат обучения: знание и понимание
  • – сбор, анализ и обобщение литературных, фондовых и других данных; – на основе полученных естественнонаучных, общетехнических и специальных знаний формулировка мониторинговых задач.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в охране окружающей среды; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Должны быть профессионалами в области мониторинга окружающей среды, оценки и прогнозирования, и рациональнго использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и безопасности с точки зрения проблем реализации социально-экологических систем, экологическая оценка, должны быть вовлечены в прогнозирование и разработку методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессиональное осуществление своей деятельности, экологическая оценка, прогнозирование и методы контроля и вовлечение в разработку и реализацию программ в области охраны окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Основные методы мониторинга окружающей среды, охраны окружающей среды
Методы преподавания

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
Основная литература
  • 1. Мониторинг земель, Курманова Г.К. Учебное пособие Изд. Эверо, Алматы , 2015г, - 104 с. 2. Каракеян В.И. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Учебник, Юрайт, 2016 - 397 с.3. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. 4. Тихонова И.О., Кручинина Н.Е., Десятков А.В. Экологический мониторинг водных объектов. – М.: Инфра-М, 2012. – 152 с. 5. Тихонова И.О., Тарасов В.В., Кручинина Н.Е., Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.
Дополнительная литература