Кен өңдеу машиналары мен жабдықтары
Сипаттама: Студенттерде тау жыныстарын жіктеуге арналған машиналар мен жабдықтардың конструктивті және пайдалану параметрлерін жобалық есептеудің практикалық дағдыларын қалыптастыру (тегіс және айналмалы елеу беті бар экрандар) және тау жыныстарын ұнтақтау (балғалы ұсатқыштар).
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Тау-кен машиналарының құрылысы
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
| Жұмыс түрлері | сағат |
|---|---|
| Дәрістер | 30 |
| Практикалық жұмыстар | 30 |
| Зертханалық жұмыстар | |
| СӨЖО | 30 |
| СӨЖ | 90 |
| Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
| Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Базалық пәндер
Мақсат
- Цель дисциплины — формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, обеспечивающих их эффективную инженерную деятельность в недрах Земли при разведке, добыче и переработке твёрдых полезных ископаемых, исследовании, проектировании и создании конкурентоспособных технологических машин и оборудования для горнодобывающей промышленности.
Міндет
- приобретение студентами знаний о горных машинах и оборудовании, их роли в области горнодобывающего производства; овладение современными методами исследования, проектирования и расчётов режимов работы горных машин; формирование навыков практической деятельности в областях производственно-технологической, организационно-управляющей, научно-исследовательской и проектной, связанной с использованием горных машин и оборудования; развитие способностей аргументированного обоснования целесообразности технических решений и мотиваций к самостоятельному повышению уровня профессиональных знаний и навыков в области профессиональной деятельности.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- Знать классификацию и назначение основных рудоперерабатывающих машин (дробилки, мельницы, грохоты, классификаторы, сепараторы и др.); понимать принципы работы, конструктивные особенности и области применения рудоперерабатывающего оборудования; знать основные технологические схемы дробления, измельчения и классификации минерального сырья; понимать физико-механические свойства перерабатываемых руд и их влияние на выбор оборудования; знать основы расчёта и проектирования рабочих органов рудоперерабатывающих машин; понимать требования промышленной безопасности, надежности и энергоэффективности при эксплуатации оборудования; знать современные направления развития и модернизации рудоперерабатывающих машин, включая зарубежный опыт.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- Применять теоретические знания для выбора оптимальных рудоперерабатывающих машин в зависимости от свойств перерабатываемого сырья и технологической схемы; выполнять инженерные расчёты основных параметров дробильного, измельчительного и классификационного оборудования; использовать методики подбора оборудования для проектирования технологических линий обогащения; анализировать техническое состояние и эффективность работы рудоперерабатывающих машин; применять знания по технике безопасности, надежности и ресурсосбережению при эксплуатации оборудования; использовать современные программные средства для моделирования и оптимизации процессов переработки минерального сырья; решать производственные задачи, связанные с модернизацией, ремонтом и эксплуатацией рудоперерабатывающих машин.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- Критически оценивать эффективность применения различных рудоперерабатывающих машин и технологических схем; формировать аргументированные выводы о целесообразности выбора того или иного оборудования в зависимости от условий эксплуатации и характеристик руды; оценивать надежность, энергоэффективность и производительность оборудования с учетом современных требований; принимать обоснованные инженерные решения по модернизации или замене оборудования; анализировать производственные ситуации и формировать рекомендации по повышению эффективности процессов дробления, измельчения и классификации; учитывать экологические, экономические и технологические факторы при формировании инженерных решений.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- Ясно и грамотно излагать технические решения, связанные с выбором и эксплуатацией рудоперерабатывающих машин, в устной и письменной форме; использовать профессиональную терминологию при общении с коллегами, инженерами и техническим персоналом; представлять результаты расчетов, проектов и исследований в виде отчетов, презентаций и графических материалов; аргументированно отстаивать предложенные инженерные решения в профессиональной дискуссии; работать в команде при решении комплексных задач по проектированию и эксплуатации рудоперерабатывающих комплексов; эффективно взаимодействовать с производственными и научными коллективами для обмена опытом и внедрения инноваций.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- Самостоятельно изучать техническую литературу, стандарты и справочные материалы по рудоперерабатывающим машинам; анализировать современные научные публикации и инновационные решения в области переработки минерального сырья; использовать полученные знания для дальнейшего профессионального и научного роста; осваивать новые методы расчета и проектирования оборудования с применением цифровых технологий и специализированных программных пакетов; критически оценивать собственный уровень подготовки и определять направления его повышения; формировать навыки непрерывного профессионального обучения для адаптации к современным требованиям горной и перерабатывающей промышленности.
Оқыту әдістері
При изучении дисциплины используются современные технологии обучения, направленные на формирование у студентов профессиональных компетенций: Интерактивные лекции использование мультимедийных презентаций, анимаций работы рудоперерабатывающих машин; разбор производственных кейсов и практических задач. Практико-ориентированное обучение выполнение расчетно-графических и лабораторных работ на базе реального оборудования и учебных стендов; решение инженерных задач по выбору и модернизации рудоперерабатывающих машин. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) применение специализированных программ (AutoCAD, SolidWorks, MathCAD, Ansys) для моделирования процессов дробления, измельчения и классификации; использование обучающих видеоматериалов и виртуальных лабораторий. Проектное обучение выполнение индивидуальных и групповых проектов по проектированию и оптимизации технологических схем переработки руды; подготовка презентаций и защита проектов. Проблемно-ориентированное обучение (PBL) постановка перед студентами реальных производственных задач и поиск решений с использованием теоретических знаний и практического опыта. Модульно-рейтинговая система оценивания поэтапный контроль знаний с использованием тестов, мини-кейсов, расчетных заданий; накопительная система баллов, позволяющая объективно оценить активность и самостоятельную работу студентов. Элементы дистанционного обучения работа через платформы Moodle, Microsoft Teams, Google Classroom; онлайн-тестирование и электронная сдача заданий.
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- 1
Негізгі әдебиет
- Для дисциплины **«Рудоперерабатывающие машины»** основная литература обычно охватывает конструкции, теорию, эксплуатацию и расчёт машин, применяемых при дроблении, измельчении, классификации и обогащении руд. Вот список базовых источников, которые чаще всего рекомендуются: --- ### Основная литература 1. **Мельников Н.В.** *Обогащение полезных ископаемых*. – М.: Недра, 1995. 2. **Тищенко И.А., Мельников Н.В.** *Машины и оборудование для обогащения полезных ископаемых*. – М.: Недра, 1987. 3. **Крутов В.И.** *Машины и оборудование для дробления, измельчения и сортировки полезных ископаемых*. – М.: Недра, 1990. 4. **Кокшаров В.Н.** *Машины и оборудование для обогащения полезных ископаемых*. – Екатеринбург: УГГУ, 2003. 5. **Мартынов В.Г.** *Процессы и машины для обогащения полезных ископаемых*. – М.: МГГУ, 2008. 6. **Балакин В.В., Гришин Н.Н.** *Дробильные и измельчительные машины*. – М.: Недра, 1992. 7. **Забелов В.П.** *Грохочение и классификация полезных ископаемых*. – М.: Недра, 1986. 8. **Волков Е.Б.** *Гидравлические классификаторы и их эксплуатация*. – М.: Недра, 1989. 9. **Машины и оборудование для обогащения полезных ископаемых: Учебник для вузов** / Под ред. С.С. Богданова. – М.: Недра, 2000. 10. **Modern Mineral Processing and Beneficiation** (зарубежные источники, например Wills’ Mineral Processing Technology, Butterworth-Heinemann, 2020).
Қосымша әдебиеттер
- Артемьев С.С. Механическое оборудование предприятий строительных материалов. – М.: Высшая школа, 1991. Дробильно-сортировочное оборудование: Справочник / Под ред. А.А. Кудрина. – М.: Недра, 1983. Гришин Н.Н. Процессы и аппараты переработки минерального сырья. – М.: Недра, 1986. Александров А.И. Машины и аппараты химических производств (в части дробления, измельчения и классификации). – М.: Химия, 1990. Мельников Н.В. Основы обогащения полезных ископаемых. – М.: Недра, 1982. Горное оборудование: Справочник / Под ред. В.А. Копылова. – М.: Недра, 1986. Алексеев С.М. Машины для дробления и измельчения материалов. – Л.: Машиностроение, 1987. Дробильно-размольное оборудование: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.Н. Романовича. – М.: Недра, 2005. Машины и оборудование обогатительных фабрик / Учебник для вузов, ред. Л.А. Пучков. – Екатеринбург: УГГУ, 2009. Wills, B.A., Finch, J. Wills’ Mineral Processing Technology: An Introduction to the Practical Aspects of Ore Treatment and Mineral Recovery. – 8th ed. – Butterworth-Heinemann, 2020.