Химиялық заттардың экотоксикологиясы мен экологиясы

Идришева Жанат Кабылбековна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Химиялық заттардың экологиялық жүйелер мен тірі ағзаларға тигізетін әсерін зерттейді. Пән әртүрлі химиялық заттардың уыттылығы, олардың флораға, фаунаға және экожүйеге әсері және қоршаған ортаның ластануымен байланысты экологиялық тәуекелдерді азайту жолдарын қамтиды. Ауыр металдар, өнеркәсіптік қалдықтар және пестицидтер сияқты химиялық заттарды қолданудың экологиялық әсерін бағалауды, сондай-ақ табиғат пен адам денсаулығын химиялық ластаушы заттардан қорғау әдістерін әзірлеуді қамтиды.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Химиялық үрдістер мен өнімдердің қоршаған ортаға әсерін бақылау

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 75
СӨЖ 30
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: ЖОО компоненті

Цикл: Кәсіптік пәндер

Мақсат
  • изучение экотоксикологических процессов, механизмов влияния химических веществ на окружающую среду и здоровье, методов анализа риска и контроля загрязнений
Міндет
  • формирование у докторантов навыков анализа химических угроз, работы с нормативами, оценки и интерпретации данных по токсичности, самостоятельного ведения исследований.
Оқыту әдістері

 интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);  проблемная лекция (опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций и заданий, которые надо решить);  построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;  информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);  поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);  практическое занятие в форме дебатов (групповые дискуссии при обсуждении проблемы в виде прений и обмена мнениями);  обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Освоение основных понятий по дисциплине 0-100
Понимание необходимых материалов при выполнении основных лекционных, практических работ
Применение полученных теоретических и практических знаний при выполнения научных исследований
Промежуточные контрольные тесты. Выполнение самостоятельных работ, заданных в ходе курса.
2  рейтинг Освоение основных понятий по дисциплине 0-100
Понимание необходимых материалов при выполнении основных лекционных, практических работ
Применение полученных теоретических и практических знаний при выполнения научных исследований
Промежуточные контрольные тесты. Выполнение самостоятельных работ, заданных в ходе курса.
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Проверка конспекта лекций и индивидуальный устный опрос демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несфсмированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Защита практических заданий выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены од-на ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Презентация, защита реферата и сдача задач Полная и цельная картина по поставленной теме, включая проблемы по теме, основные методы захоронения, переработке техногенных отходов; современное видение, методы и технику предотвращения негативных последствий В полной мере не раскрыта происхождение и проблематика проблемы. В целом демонстрируются полные познания, возможно недостаточно систематизированные познания Эпизодические, отрывочные знания, не систематизированные Не выполнено задание, или демонстрация полного не знания материала, проблемы
Рубежное тестирование Соответствует баллам по отвеченным вопросам (90-100) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (70-89) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (50-69) Соответствует баллам по отвеченным вопросам (0-49)
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • От химии и экологии к экотоксикологии: становление нового научного направления и его роль в современной науке
  • Соединения неестественного происхождения: биологические и искусственные агенты в окружающей среде
  • Воздействие производственных и сельскохозяйственных систем на компоненты окружающей среды
  • Химическая природа ксенобиотиков как определяющий фактор их биологической активности и экологических последствий
  • Критерии токсичности, механизмы токсического воздействия и этапы развития токсических процессов
  • Особенности строения, свойства и механизмы токсического воздействия особо опасных экотоксикантов
  • Токсикометрия и современные вопросы санитарного нормирования химического загрязнения окружающей среды"
  • Эффекты токсических соединений на структуры и процессы живых организмов
  • Процедуры исследования и нормативное регулирование загрязнения в рамках экотоксикологического контроля
  • Оценка и управление экологическим риском
Негізгі әдебиет
  • Исидоров В.А. Введение в химическую экотоксикологию. СПб: Химиздат, 2021. Байзолданов Т. Токсикологическая химия. Алматы: Эверо, 2021. Баширова Р.М., Максимов Г.Г., Ахметова Л.А. Основы экотоксикологии. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. Орлов В.Ю. Химические основы экологии. Москва: Лаборатория знаний, 2018. Мазурин Д.А., Костина Т.И. Экологическая токсикология. Москва, 2015. Марченко Б.И. Экологическая токсикология. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2019. Протасов В.В. Экология химических веществ. Москва, 2014. Черняева Т.К. Актуальные проблемы влияния отходов производства и потребления на объекты окружающей среды и состояние здоровья населения. Обзор литературы // Applied Research, 2021. ГОСТ 17.1.3.07-82 – Охрана природы. Вода. Правила контроля качества.
Қосымша әдебиеттер
  • Панин М.С. Экотоксикология : учебник / М. С. Панин, В. С. Безель ; под ред. А. Г. Сармурзина. - Алматы : Раритет, 2008. - 344 с Ковальчук Л.Я., Кузнецов А.И. Экологический мониторинг загрязнений. Москва, 2007. Хиггинс К. Б. Биотестирование загрязняющих веществ. СПб, 2008. Лебедев В.П. Методы и технология экологической экспертизы. Москва, 2000. Губина Т.И., Косарев А.В. Экологическая токсикология (учебное пособие). Сотникова Е.В., Дмитренко В.П. Основы токсикологии. Коросов А.В., Калинкина Н.М. Методы определения токсичности и опасности химических веществ. Bock R. Методы разложения в аналитической химии. М.: Химия, 1984. Жирнова Д.Ф., Фомина Л.В. Основы экотоксикологии. Красноярск, 2011. Научные журналы (Scopus, Web of Science): Journal of Toxicology (Hindawi Publishing, Scopus) Ecotoxicology (Kluwer Academic Publishers, Scopus) Russian Journal of Ecology (Pleiades Publishing, Web of Science, Scopus) Ecology and Environmental Safety (Scopus Q1/Q2) Environmental Toxicology and Chemistry (Wiley, Scopus) Chemosphere (Elsevier, Scopus, Q1) Environmental Science & Technology (ACS, Scopus, Web of Science) Science of the Total Environment (Elsevier, Scopus, Q1) Toxicological Chemistry (Springer, Scopus)