ҚЕХС-ке сәйкес экономиканың нақты сектор салаларындағы есеп пен есептілік
Сипаттама: Курс өндірістің технологиясы мен ұйымдастырылуына, мамандану дәрежесіне, басқару құрылымына сүйене отырып, экономиканың нақты секторының кәсіпорындарында бухгалтерлік есепті ұйымдастыру теориясы мен практикасының негізгі мәселелерін ашады. Пән есеп беруді ұйымдастыру, құжаттық ресімдеу, есеп хат-хабарларын құру, құрылыс, ауыл шаруашылығы, мұнай-газ кәсіпорындары өнімдерінің өзіндік құнын калькуляциялау, оңтайлы басқару шешімдерін қабылдау саласында практикалық дағдыларды қалыптастырады.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Тереңдетілген басқару есебі
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
| Жұмыс түрлері | сағат |
|---|---|
| Дәрістер | 30 |
| Практикалық жұмыстар | 30 |
| Зертханалық жұмыстар | |
| СӨЖО | 30 |
| СӨЖ | 90 |
| Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
| Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Қаржылық есептің концептуалдық және негіздеуші қағидалары негізінде экономиканың нақты секторындағы қаржылық есептемелердің барлық нұсқаларын дайындау, шоғырландырылған қаржылық есептемені дайындау және т.б.
Міндет
- ҚЕХС-на сәйкес қаржылық есептемелердің барлық нұсқаларын дайындауды үйрену, соның ішінде құрылыс саласындағы есеп пен есептемелер, ауыл шаруашылық кешеніндегі есеп пен есептемелер, мұнай-газ секторындағы есеп пен есептемлер, тау-кен қазушы кешеніндегі есеп пен есептемелер
- знать специфические принципы, приемы и методы организации и ведения бухгалтерского учета и составлении отчетности хозяйствующими субъектами отраслей реального сектора экономики
- знать международные стандарты бухучета, содержание учетной деятельности, приемы, методы, цели и способы ее осуществлении, возможности учета в решении предприятием управленческих задач в строительном производстве, в агропромышленном комплексе, в нефтегазовом секторе
- уметь применять полученные знания на практике для целей контроля и анализа, изыскания финансовых ресурсов для увеличения объемов работ (услуг), выявления резервов снижения их стоимости и повышения рентабельности
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- Салалардағы бухгалтерлік есеп жүйені ұйымдастыру принциптерімен, құрлымымен, құрамымен танысу
- Салалардағы бухгалтерлік есеп функцияларын, кеңейтілген өндірісте олардың ролін білу
- Экономиканың нақты сектор салаларының негізгі бухгалтерлік есеп категорияларын білу
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- Экономиканың нақты сектордағы кәсіпорындардың салалық айырмашылықтарына қарай бухгалтерлік есеп жүргізу тәжірибесінде бухгалтерлік шоттарды жіктей алу, салаларда бухгалтерлік есепті ұйымдастыра алу
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- Алған білімді экономика салаларында бухгалтерлік есебін ұйымдастыруды қолдана білу нәтижесінде кәсіпорынның мүлкі мен олардың қайнар көздерінің есебін дұрыс жүргізуді білу
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- Топта жұмыс істеуге қабілетті, өз ой топшылауын сауатты дәлелдей алады, жаңа шешімдер ұсынады, келісім таба алады, өз ойын коллектив ойымен салмақтайды
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- Күнделікті кәсіби қызметке қажетті жаңа білімдер алу машығын алады және білімін докторантурада жалғастырады. Кәсіби және тұлғалық өсуге ұмтылады
Оқыту әдістері
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать про-блемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поис-ка решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности проблемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включа-ются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разрешают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно форми-руют проблему и находят способы ее разрешения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то проблемы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
| Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Рубежное тестирование | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Составление презентации | ||
| Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
| Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
| Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
| F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- Бухгалтерский учет в нефтегазовом секторе
- Бухгалтерский учет в строительстве
- Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве
Негізгі әдебиет
- Международные стандарты финансовой отчетности в редакции 2022 года.
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях - Алматы: Экономика, 2014 г. – 426с.
- Дузбанова Б.М. Учет в строительстве. Практ. Пособие. – Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2012. – 48 с.
- Кеулимжаев К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2010. – 310 с.
- Закон Республики Казахстан от 28.02.2007 N 234-ІІІ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"
- Золотарева Г. А. Отраслевой бухгалтерский учет: Учебное пособие / Г. А. Золотарева, И. В. Подопригора. — Томск: ТУСУР, 2018. — 142 с.
- Богачева, И. В. Бухгалтерский учет в отраслях : учебное пособие / И. В. Богачева, Е. С. Соколова. – М.: Евразийский открытый институт, 2018. – 87 с.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Бухгалтерский учет в организациях. Учебное пособие.- Алматы: LEM, 2017. - 432 c.
Қосымша әдебиеттер
- Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2022 г.)
- Международные стандарты финансовой отчетности в редакции 2025 года.
- Назарова В.Л. Бухгалтерский учет в отраслях - Алматы: Экономика, 2014 г. – 426с.
- Дузбанова Б.М. Учет в строительстве. Практ. Пособие. – Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2012. – 48 с.
- Кеулимжаев К.К., Кудайбергенов Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2010. – 310 с.
- Золотарева Г. А. Отраслевой бухгалтерский учет: Учебное пособие / Г. А. Золотарева, И. В. Подопригора. — Томск: ТУСУР, 2018. — 142 с.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Бухгалтерский учет в организациях. Учебное пособие.- Алматы: LEM, 2017. - 432 c.