Аудиттің халықаралық стандарты
Сипаттама: Курс аудиторлық қызметті қалыптастырудағы халықаралық аудит стандарттарының (ХАС) рөлін қарастырады; аудиторлардың міндеттерін реттеу бойынша, аудитті жоспарлау бойынша, ішкі бақылау жүйесінің аспектілерін реттеу бойынша, аудиторлық дәлелдемелерді алу бойынша, аудиторлық қорытындылар мен есептерді дайындау бойынша халықаралық стандарттарды зерттейді; аудиттің мамандандырылған саласын және ілеспе қызметтерді көрсету тәртібін реттейтін үшінші тұлғалардың жұмысын пайдалану тәртібін реттейтін ХАС.
Кредиттер саны: 6
Пререквизиты:
- Тереңдетілген басқару есебі
Пәннің еңбек сыйымдылығы:
| Жұмыс түрлері | сағат |
|---|---|
| Дәрістер | 30 |
| Практикалық жұмыстар | 30 |
| Зертханалық жұмыстар | |
| СӨЖО | 30 |
| СӨЖ | 90 |
| Қорытынды бақылау нысаны | емтихан |
| Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны |
Компонент: ЖОО компоненті
Цикл: Кәсіптік пәндер
Мақсат
- Целью учебной дисциплины “Международные стандарты аудита” является формирование знаний в области применения стандартов аудита и их использование в аудиторской деятельности; освоение методов применения международных стандартов при проведении аудиторской проверки в международных (транснациональных) организациях.
Міндет
- Заключаются в получении знаний: - положений, принципов и критериев Международных стандартов аудита; - о международных профессиональных организациях, занимающихся разработкой, корректировкой действующих норм аудиторской деятельности и введением новых норм и нормативов аудита; - правил принятия и введения в состав действующих новых международных нормативов, регулирующих отдельно аудит, и отдельно сопутствующие аудиту услуги; - международных требований к профессиональному образованию специалистов аудита, лицензированию аудиторской деятельности; - международного кодекса профессиональной этики аудиторов; - структуры и содержания международных стандартов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
- знать состав и содержание международных стандартов аудита; порядок их разработки и применения в практике аудиторской деятельности; методику применения международных стандартов аудита при разработке стандартов проверки
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
- уметь использовать международные стандарты аудиторской деятельности при планировании, организации и проведении аудиторских проверок организаций
- применять международные стандарты аудиторской деятельности как эталон для оценки качества аудиторских проверок
- обобщать результаты проверок и составлять аудиторское заключение
- использовать результаты аудиторской проверки в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления предпринимательской деятельностью
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
- уметь анализировать деятельность экономических объектов, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и (или) аналитический отчет для формирования профессионального суждения
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
- использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии в учетном процессе и при проведении аудиторских проверок
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
- владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности или продолжения образования в докторантуре
Оқыту әдістері
технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъяв-ляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. При этом вид проблематизации и уровень сложности про-блемно-ориентированного сценария может быть разный: - первый уровень - преподаватель излагает учебный материал, вычленяя проблемную ситуацию какого-то вида (выбор, неопределенность, конфликт, неожиданность, предположение, опровержение, несоответствие) и показывая пути её разрешения; - второй уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые вместе с ним включаются в её разрешение; - третий уровень - преподаватель создает проблемную ситуацию, а обучаемые разре-шают ее самостоятельно; - четвертый уровень - преподаватель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых обучаемые самостоятельно формируют проблему и находят способы ее раз-решения. Обучение по методу проектов строится как процесс поиска решения какой-то пробле-мы (теоретической или практической) через постановку нескольких конкретных, логически связанных между собой по содержанию задач. При этом тематика проектов формулируется в рамках утвержденной учебной программы по дисциплине. Проект выполняется в течение определенного отрезка времени и с различным составом обучающихся (индивидуальное, парное, групповое обучение).
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения.
коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).
Білім алушының білімін бағалау
Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.
| Кезең | Тапсырма түрі | Өлшем |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| 2 рейтинг | Рубежное тестирование | 0-100 |
| Устный опрос | ||
| Устный опрос | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Индивидуальное задание | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Разбор практических ситуаций | ||
| Қорытынды бақылау | емтихан | 0-100 |
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
| Тапсырма түрі | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Өте жақсы | Жақсы | Қанағаттанарлық | Қанағаттанарлықсыз | |
| Различные виды работ, в зависимости от вида задания оцениваются от 15 до 30 баллов. При этом, независимо от количества баллов, при их выставлении в оценивании используется 100-% шкала в соответствии со следующими критериями: | оценка в 90-100% выставляется при отличном выполнении работ, то есть при наличии полных (с детальными пояснениями и культурой выкладок), оригинальных и правильных ответов и высококачественного оформления работы, а также при полном развернутом верном ответе на вопросы по содержанию курса | оценка в 70-80-89% выставляется при наличии верных и правильных ответов на вопросы по содержанию курса, при грамотном выполнении контрольных работ, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных выкладок или пояснений, качественного оформления | оценка в 60-69% выставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы по содержанию курса и при выполнении контрольных работ или при наличии замечаний к самостоятельной работе непринципиального характера (описки, случайные ошибки арифметического характера, грамматические ошибки); • оценка в 50-59% выставляется в случаях, когда в ответах и в контрольных работах имеются неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании вопросов и требующие дополнительного обращения к тематическим материалам; | оценка в 40-49% выставляется при наличии серьезных ошибок и пробелов в знаниях по контролируемой тематике; • оценка в 30-39% выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 20-29% выставляется при полном отсутствии положительных моментов в выполненных контрольных работах и представленных ответах на вопросы по содержанию курса; • оценка в 0-19% выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом |
Бағалау нысаны
Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:
- Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
- Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.
Қорытынды бағаны есептеу формуласы:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;
Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.
Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:
Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:
| Әріптік жүйе бойынша бағалар | Балдардың сандық эквиваленті | Балдар (%-тік құрамы) | Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Өте жақсы |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Жақсы |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Қанағаттанарлық |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Қанағаттанарлықсыз |
| F | 0 | 0-24 |
Дәріс сабақтарының тақырыптары
- 1 Понятие и классификация международных стандартов аудита
- 2 Организационные основы международных стандартов
- 3 Аудит исторической информации МСА 200-299
- 4 Оценка рисков и действия в ответ на оцененные риски МСА 300-499
- 5 Аудиторское доказательство
- 6 Использование работы других лиц
- 7 Аудиторское заключение и отчеты
- 8 Специализированные области
- 9 Положения о международной аудиторской практике (ПМАП)
- 10 Международные стандарты соглашений по обзору (МССО)
- 11 Международные стандарты соглашений по выражению уверенности (МССВУ)
- 12 Международные стандарты соглашений по сопутствующим услугам (МСССУ)
Негізгі әдебиет
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты аудита: принципы и практика. - Алматы: «Экономика», 2012 г.
- Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности. – М.: Экономист, 2015 г.
- Воронина Л.И. Международные стандарты аудита: теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020 г., 456 с.
- Международные стандарты аудита : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ж. А. Кеворкова [и др.] ; под редакцией Ж. А. Кеворковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 375 с.
- Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.
- Крышкин, О. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы / О. Крышкин ; под редакцией В. Ионова. — Москва : Альпина Паблишер, 2024. — 477 c. — ISBN 978-5-9614-4449-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/137879.html
- Кириченко, Е. А. Практический аудит : учебное пособие / Е. А. Кириченко, М. Н. Смагина. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. — 81 c. — ISBN 978-5-8265-2092-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/99779.html
- Кучеренко, С. А. Аудит с использованием информационных технологий: практика применения : учебное пособие / С. А. Кучеренко, В. П. Попов. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 111 c. — ISBN 978-5-4487-0664-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90200.html
- Зелинская, М. В. Международные стандарты аудита : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика» / М. В. Зелинская. — Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-93926-327-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79917.html
- Азарская, М. А. Аудит : практикум / М. А. Азарская, Е. В. Веркеева, Т. Л. Леухина. — Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8158-1537-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75432.html
- Курс по международным стандартам аудита / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. — 120 c. — ISBN 978-5-379-01885-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65203.html
- Лемеш, В. Н. Международные стандарты аудита : учебное пособие / В. Н. Лемеш. — Минск : Вышэйшая школа, 2014. — 192 c. — ISBN 978-985-06-2482-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/35497.html
Қосымша әдебиеттер
- Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.)
- Международные стандарты аудита (в редакции 2022 г.)
- Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Абленов Д.О. Профессиональный аудит. - Алматы: «Экономика», 2010 г.
- Нурсеитов Э.О., Нурсеитов Д.Э. Международные стандарты аудита: принципы и практика. - Алматы: «Экономика», 2012 г.
- Воронина Л.И. Международные стандарты аудита: теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2020 г., 456 с.
- Рогуленко Т.М. Аудит+ еПриложение: тесты: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономорева, А.В. Бодяко, В.М. Мироненко. - М.: КНОРУС, 2020. - 382 с.