ГИС для моделирования и прогнозирования ЧС
Описание: Рассматривает возможности и особенности пространственного представления количественных и качественных данных о состоянии компонентов окружающей среды, ландшафтов в целом, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием специального программного обеспечения (ГИС-технологий). Излагается опыт геоинформационного картографирования опасных зон при стихийных бедствиях, рассматривается разработка систем прогнозирования и ликвидации ЧС на базе ГИС.
Количество кредитов: 8
Пререквизиты:
- Топография, ориентирование и выживание в ЧС
Трудоемкость дисциплины:
| Виды работ | часы |
|---|---|
| Лекции | 45 |
| Практические работы | 45 |
| Лабораторные работы | |
| СРОП | 30 |
| СРО | 120 |
| Форма итогового контроля | экзамен |
| Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Дать студентам представление о проектировании геоинформационных систем (ГИС) для решения задач управления устойчивым развитием территории, проектирования, строительства и эксплуатации природных объектов
Задача
- понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин; - обладать теоретическими знаниями о структуре ГИС и их компонентах, об основных принципах функционирования ГИС, об аналитических возможностях современных ГИС; - ориентироваться в терминологии ГИС, способах получения, хранения, редактирования различных видов данных, в разнообразии средств и инструментов геообработки, способов анализа данных и представления результатов; - приобрести навыки работы с различными ГИС.
Результат обучения: знание и понимание
- Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии при оценке и анализе чрезвычайных ситуаций, состояния окружающей среды
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии при оценке и анализе чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: формирование суждений
- Понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности , защиты окружающей среды, предотвращения чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- -Навыки использования различных программных средств (ГИС); • - строить необходимую для конкретного ГИС базу данных; - пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам защиты окружающей среды; - создавать цифровые карты специального содержания с использованием ГИС-технологий
Методы преподавания
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
| Период | Вид задания | Итого |
|---|---|---|
| 1 рейтинг | Конспекты лекций | 0-100 |
| Рубежный контроль | ||
| Лабораторные работы | ||
| 2 рейтинг | Конспекты лекций | 0-100 |
| Рубежный контроль | ||
| Лабораторные работы | ||
| Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
| Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
|---|---|---|---|---|
| Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
| И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
| 2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
| Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
|---|---|---|---|
| A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
| A- | 3.67 | 90-94 | |
| B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
| B | 3.0 | 80-84 | |
| B- | 2.67 | 75-79 | |
| C+ | 2.33 | 70-74 | |
| C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
| C- | 1.67 | 60-64 | |
| D+ | 1.33 | 55-59 | |
| D | 1.0 | 50-54 | |
| FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
| F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия общей геоинформатики
- Подсистема вывода
- Пространственные элементы
- Базы данных и СУБД
- Подсистема ввода
- Нетрадиционный картографический вывод
- Геоанализ и моделирование
- Функции работы с базами данных
- Создание моделей поверхностей и анализ растровых данных
Основная литература
- 1. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Блиновская Я.Ю., Задоя Д.С., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 112 с. 2.Тикунов В.Н. Геоинформатика. В 2 книгах. Книга 1,2. – М.: Академия, 2010. – 416с. 3 Заварзин А.В., Капралов Е.Г., Тикунов В.С.Сборник задач и упражнений по геоинформатике. - М.: Академия, 2011. – 512 с. 4 Курбатова А. С., Баранникова Ю. А., Комедчиков Н. Н. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. - М.:Маджента, НИиПИЭГ, 2006. – 192 с 5 Щербаков В.М. Экспертно-оценочное ГИС-картографирование. – М.: Проспект Науки, 2011. – 192 с.