Теория механизмов, основы конструирования и детали машин

Муздыбаев Мурат Сеитович

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина является ключевым инженерным курсом, объединяющим теоретические основы движения машин (ТММ) и практические методы их создания (Детали машин). Студенты изучают кинематику и динамику механизмов, а также осваивают критерии работоспособности, методы расчета на прочность, долговечность и конструирование основных узлов машин (передач, соединений, валов, опор), что критически важно для проектирования техники в сферах транспорта, горного машиностроения и металлообработки.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
курсовая работа
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Сформировать у студентов системные знания и практические навыки в области анализа движения, расчета нагрузок, выбора материалов и конструирования узлов машин, обеспечивающих их надежность, безопасность и долговечность в условиях эксплуатации.
Задача
  • Освоить методы структурного, кинематического и силового анализа механизмов. Изучить критерии работоспособности и методы расчета деталей на статическую, динамическую и усталостную прочность. Приобрести навыки конструирования и выбора стандартных и нестандартных элементов машин (передач, соединений, валов, опор). Выполнить курсовой проект, интегрирующий знания ТММ и Деталей машин, с учетом отраслевой специфики, если включен в учебный план специальности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обучающийся будет знать и понимать основы структурного, кинематического и динамического анализа механизмов, а также основные критерии работоспособности и методы расчета типовых деталей машин (прочность, жесткость, долговечность).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обучающийся будет способен применять методы кинетостатики и теории напряжений для расчета нагрузок, выполнять проектные расчеты и конструировать основные узлы машин (зубчатые передачи, валы, подшипники) с использованием нормативной документации и каталогов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Обучающийся будет способен оценивать и обосновывать выбор конструкционного материала, анализировать причины отказов (например, усталостного разрушения) и принимать решения по оптимизации конструкции с учетом надежности и стоимости (например, в приводах горнодобывающей или транспортной техники).
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Обучающийся будет владеть инженерной терминологией для четкого изложения результатов кинематического и силового анализа, аргументированно защищать технические решения курсового проекта и работать в команде при обсуждении конструктивных особенностей.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Обучающийся будет обладать способностью к самостоятельному освоению специализированного расчетного ПО (CAE-систем) и непрерывному повышению квалификации в области современного машиностроения и инновационных методов конструирования.
Методы преподавания

CAD/CAE-технологии: Использование программного обеспечения Компас-3D или SolidWorks для 3D-моделирования спроектированных деталей (зубчатые колеса, валы) и узлов. Компьютерное моделирование: Применение MathCAD или MS Excel для автоматизации сложных расчетов на прочность, долговечность и усталость. Виртуальные лаборатории: Просмотр видеоматериалов и интерактивных симуляций, демонстрирующих кинематику сложных механизмов и виды разрушения деталей. Кейс-метод: Анализ причин выхода из строя реальных узлов (например, редукторов горного или транспортного оборудования).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лекция 1 Практическая работа 1 0-100
Лекция 2 Практическая работа 2
Лекция 3 Практическая работа 3
Лекция 4 Практическая работа 4
Лекция 5 Практическая работа 5
Лекция 6 Практическая работа 6
Лекция 7 Практическая работа 7
Лекция 8 Практическая работа 8
2  рейтинг Лекция 9 Практическая работа 9 0-100
Лекция 10 Практическая работа 10
Лекция 11 Практическая работа 11
Лекция 12 Практическая работа 12
Лекция 13 Практическая работа 13
Лекция 14 Практическая работа 14
Защита курсовой работы для тех групп обучающихся, у которых выполнение курсовой работы/проекта значится в учебных планах.
Итоговый контроль экзамен, курсовая работа 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Выполнение всех заданий. Глубокое знание всего материала; самостоятельное решение нетиповых задач ТММ; безупречный расчет в практических заданиях, а также расчет и конструирование в курсовой работе; аргументированная защита (сдано своевременно). Твердое знание основного материала; успешное решение типовых задач ТММ и ДМ; все задания и курсовая работа выполнены качественно и защищены с небольшими замечаниями. Базовое знание материала, необходимое для понимания. Решены минимально необходимые расчетные задачи. Курсовая работа и/или практические задания содержат основные разделы и защищены после устранения всех замечаний. Отсутствие понимания ключевых разделов. Неспособность решить типовые задачи и/или невыполнение курсовой работы.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
Основная литература
  • 1. Теория механизмов и машин / Под ред. К.В. Фролова.- М.:Высшая школа, 1988. – 483 с.: ил. 2. Попов А.В. Курсовое проектирование по теории механизмов и механике машин.- М.: Машиностроение,1998. – 327с.: ил. 3. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин.-М.:Наука, 1988.-638 с.: ил. 4. Гавриленко В.А. Теория механизмов.-М.: Высшая школа, 1975.-547с.: ил. 2. Артамонов, Михаил Дмитриевич. Основы теории и конструирования автотракторных двигателей: Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей : Учеб. для ВУЗов / М.Д. Артамонов, М.М. Морин, Г.А. Скворцов. - М. : Высш. шк., 1978. - 133 с. : ил. - Библиогр.: с. 132. - 1.82 т. УДК - 6Т2.101. 3. Аманжолова Ш. С. Теория механизмов и машин: курс лекций. — Усть-Каменогорск: ВКГТУ им. Д. Серикбаева. 4. Тимофеев, Серафим Иванович. Детали машин: учебное пособие для вузов. — Ростов н/Д: Феникс.
Дополнительная литература
  • 1. Левитский Н.И. Теория механизмов и машин.-М.: Наука, 1990г. – 268 с.:ил 6. Колчин Н.И. Механика машин.- М.: Наука, 1974.-577с.:ил. 7. Артоболевский Н.И. Сборник задач по теории механизмов и машин.-М.: Наука, 1975. – 244с.:ил. 8. Юдин В.А., Барсов Г.А. Сборник задач по теории механизмов и машин.-М.: Наука, 1981. – 324с.:ил. 9. Кореняко А.В. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин.-М.: Машиностроение, 1976. – 297с.: ил. 10. Практическое руководство по курсовому проектированию механизмов и машин. Курск: Курский политехнический институт, 1974 .–221с.:ил. 12 2. Касымханов С. Ж. Детали машин: курс лекций. — Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2011. 3. Сборник задач по теории механизмов и машин. Артоболевский И, И. и Эдельштейн Б. В. 4. Теория механизмов и машин в примерах и задачах: учебно-методическое пособие/А.А. Козик, И.С. Крук. – Минск: БГАТУ, 2009. – 224с. ISBN 978-985-519-084-5. 5. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru 6. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com. 7. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com