Теоретические основы ТЭС
内容描述: Дисциплина закладывает у студентов базовые знания о конструкции, принципах работы и тепловых процессах, происходящих на тепловых электростанциях, а также об их эффективной эксплуатации. На курсе изучаются типы ТЭС, технологические и тепловые схемы, методы теплового расчёта, выбор параметров, анализ тепловых потерь и пути повышения эффективности энергетических установок. В результате студенты смогут анализировать тепловые циклы, рассчитывать оборудование ТЭС, разрабатывать решения для повышения энергоэффективности и безопасной эксплуатации систем тепло- и энергоснабжения с учётом действующих нормативов.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Тепломассообмен
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Приобретение студентами знаний об общих принципах, структуре, и функционировании теплоэнергетических систем промышленных предприятий, постановки и решения задач с основами проектирования и эксплуатации тепловых электрических станций.
Задача
- В результате изучения данной студент должен знать: основные типы тепловых электростанций (ТЭС), их назначение, условия расположения и параметры.
- расчет тепловых нагрузок систем теплоснабжения..
- составлять и рассчитывать принципиальные тепловые схемы различных типов промышленных тепловых электростанций
- методику расчета принципиальных тепловых схем ТЭС
Результат обучения: знание и понимание
- Знать классификацию и назначение основных типов тепловых электростанций. Понимать принципы построения энергетических и технологических схем ТЭС. Объяснять физические процессы, происходящие при производстве, преобразовании и передаче тепловой энергии.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Выполнять расчёты параметров тепловых схем и рабочих процессов ТЭС. Применять методы анализа тепловых потерь и эффективности энергетических установок. Использовать нормативные данные и справочные материалы при расчетах и проектировании элементов ТЭС.
Результат обучения: формирование суждений
- Оценивать рациональность выбора типа ТЭС в зависимости от климатических, топливных и экономических факторов. Анализировать тепловые потери и предлагать пути повышения КПД установки. Обосновывать выбор схемы и параметров тепловой станции.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Представлять схемы и расчеты в технической документации и отчетах. Обсуждать технические решения и оптимизации в составе рабочей группы. Использовать профессиональную терминологию при описании процессов и оборудования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Изучать современные подходы к проектированию и модернизации ТЭС. Анализировать научно-технические статьи и отчеты по тематике тепловых электростанций. Применять новые программные продукты и методики расчета энергетических процессов.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий
информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 "Понятие о теплофикации." | 0-100 |
Практическая работа №2 "Показатели режимов работы электрических станции (ТЭС, АЭС)" | ||
Практическая работа №3 "Тепловая экономичность и технико-экономические показатели электрических станций (ТЭС, АЭС)" | ||
Практическая работа №4 "Конденсационные электростанций (КЭС)" | ||
СРС №1 "Потребление и производство электрической энергии и теплоты, типы ТЭС" | ||
СРС №2 "Основное оборудование ТЭС" | ||
СРС №3 "Промежуточный перегрев пара." | ||
СРС №4 "Регенеративный подогрев питательной воды" | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №5 "Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ)" | 0-100 |
Практическая работа №6 "Атомные электростанции (АЭС)" | ||
Практическая работа №7 "Расчет себестоимости тепловой и электрической энергии на ТЭЦ" | ||
Практическая работа №8 "Расчет себестоимости тепловой и электрической энергии на КЭС" | ||
СРС №5 "Потери пара и конденсата и их восполнение" | ||
СРС №6 "Термическая деаэрация питательной воды" | ||
СРС №7 "Отпуск теплоты от ТЭЦ" | ||
СРС №8 "Принципиальная тепловая схема ТЭС" | ||
Рубежный контроль №2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на практических занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. | Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
Собеседование по контрольным вопросам | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Классификация электростанции
- Характеристика промышленных электростанции. Котельные агрегаты, применяемых в РК, а так же передовые разработки иностранных производителей.
- Технико-экономические показатели ТЭС
- Комбинированное производство тепловой и электрической энергии
- Начальные и конечные параметры пара на ТЭС
- Регенеративный подогрев питательной воды
- Пристройки и надстройки существующих ТЭС
- Отпуск теплоты на промышленных ТЭЦ
- Отпуск горячей воды
- Потери пара и конденсата и мероприятия по их уменьшения
- Требования к питательной воде паровых котлов, паропреобразователей, испарителей и добавочной воде тепловой сети
- Тепловые схемы паротурбинных электростанции
- Требования к проектируемой ТЭЦ
- Режимы работы и графики нагрузок промышленных ТЭС
- Топливоснабжение, очистка дымовых газов, золошлакоудаление
Основная литература
- Островская А. В., Королев В. Н. Теоретические основы теплотехники. Техническая термодинамика : учеб. пособие / А. В. Островская, В. Н. Королев; науч. ред. Б. Г. Сапожников. — Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2020. — 240 с. — ISBN 978‑5‑7996‑3089‑8
- Рогалев, Н. Д., Дудолин А.А., Олейникова Е.Н. Тепловые электрические станции : учебное издание для реализации основных образовательных программ высшего образования по направлению 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" / Н. Д. Рогалев, А. А. Дудолин, Е. Н. Олейникова ; ред. Н. Д. Рогалев ; Нац. исслед. ун-т "МЭИ" (НИУ"МЭИ") . – Москва : Изд-во МЭИ, 2022 . – 768 с. – URL: https://elib.mpei.ru/elib/view.php?id=12032 (дата обращения: 12.09.2022) .
- Федорович Л.А., Рыков А.П. Методика выбора тепломеханического оборудования ТЭС – М.: ИздПрохоров В.Б., Путилова И.В. и др. Природоохранные технологии на ТЭС : учебное издание для реализации основных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" / И. С. Никитина, В. Б. Прохоров, И. В. Путилова, [и др.], Нац. исслед. ун-т "МЭИ" (НИУ"МЭИ") ; ред. Н. Д. Рогалев, В. Б. Прохоров . – Москва : Изд-во МЭИ, 2021 . – 452 с.тельский дом МЭИ, 2007.
- Г.И. Жихар. "Теплотехнические расчеты", 2017.
- Аракелян, Э. К., Ильин Е.Т., Н.Д. Рогалев. Режимы работы и эксплуатации ТЭС : [учебник] для реализации основных образовательных программ высшего образования по направлению 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" / Э. К. Аракелян, Е. Т. Ильин, Н. Д. Рогалев, Нац. исслед. ун-т "МЭИ" (НИУ"МЭИ") . – Москва : Изд-во МЭИ, 2021 . – 520 с.
Дополнительная литература
- Жидких В.Ф., Лавыгин В.М., Тимошенко Н.И., Тишин С.Г., под. ред. Елизарова Д.П. Сборник задач по тепловым и атомным электростанциям – М.: Издательский дом МЭИ, 2006.
- Быстрицкий Г.Ф. Энергосиловое оборудование промышленных предприятий. – М.: Энергоиздат, 2003.
- Баженов М.И., Богородский А.С. Сборник задач по курсу «Промышленные тепловые электростанции». – М.: Энергоатомиздат, 1990.