Ландшафттану

Бухатанова Зухра Бердыбековна

Оқытушының портфолиосы

Сипаттама: Дисциплина «Ландшафтоведение» входит в систему естественных географических дисциплин и является ядром этой системы. Ландшафтоведение представляет собой систему фундаментальных, методических и прикладных направлений. Современное ландшафтоведение активно занимается разработкой научных основ оптимизации взаимодействия человека с природой, принципов и методов создания культурных ландшафтов. Познание ландшафтов должно стать основой сотворчества человека и природы. Данный учебный курс имеет важное мировоззренческое значение, пронизан идеями гуманизации, экологизации, конструктивности.

Кредиттер саны: 5

Пререквизиты:

  • Топырақтану

Пәннің еңбек сыйымдылығы:

Жұмыс түрлері сағат
Дәрістер 15
Практикалық жұмыстар 30
Зертханалық жұмыстар
СӨЖО 30
СӨЖ 75
Қорытынды бақылау нысаны емтихан
Қорытынды бақылауды жүргізу нысаны

Компонент: Таңдау бойынша компонент

Цикл: Базалық пәндер

Мақсат
  • состоит в формировании у обучающихся системных представлений о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества, подготовить обучающихся для восприятия геоэкологического мировоззрения, основой которого является понимание взаимодействия и взаимообусловленности компонентов природного комплекса и взаимосвязи человека и природы. Обучающимися должны овладеть ландшафтными методами исследования природного окружения и уметь оценивать его экологическое состояние.
Міндет
  • сформировать у студентов представления о составе, строении, законах развития и территориального расчленения географической оболочки земли, о причинах как общей, так и локальной ее физико-географической дифференциации, раскрывающей разнообразие ее природных территориальных комплексов (ландшафтов); - ознакомить студентов с историей развития ландшафтоведения в контексте развития естественных наук; - изучить методологические подходы и теоретические достижения фундаментального ландшафтоведения с целью эффективного использования полученных знаний в различных областях практической деятельности; - ознакомить с глобальными и региональными закономерностями дифференциации ландшафтов земного шара и более детально. рассмотреть основные подходы к интеграции ландшафтных комплексов с использованием методов классификации и районирования; - обучить студентов практическим навыкам работы, включая освоение географических, экологических, аналитических, картографических, оценочных и других методов; - овладение приемов самостоятельного научного исследования.
Оқыту нәтижесі: білу және түсіну
  • основные закономерности территориальной физико-географической дифференциации географической оболочки; - свойства природного ландшафта, его структуру (вертикальную и горизонтальную); - естественные и антропогенные факторы, определяющие функционирование, динамику и развитие ландшафтов; - классификацию природных и антропогенных ландшафтов.
Оқыту нәтижесі: білім мен ұғымды қолдану
  • применяет знания и понимание методики полевых и камеральных ландшафтных исследований.
Оқыту нәтижесі: талқылай білуді қалыптастыру
  • формирует суждения о: - факторах ландшафтной дифференциации земной поверхности и закономерности их проявления; - представлений о ландшафте, в котором наиболее полно и типично отражены процессы территориальной дифференциации и интеграции.
Оқыту нәтижесі: коммуникативтік қабілеттіліктер
  • Способен: -применять теоретические положения ландшафтоведения и физико-географического районирования для правильного выявления, картирования и описания природно-территориальных комплексов на полевых практиках, при написании курсовых и выпускных работ.
Оқыту нәтижесі: Оқу дағдылары немесе сабаққа қабілеттілігі
  • владеет практическими навыками ландшафтного картографирования; - способен к учебной деятельности в области изучения физических свойств ландшафтов.
Оқыту әдістері

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - При реализации учебной работы по курсу с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся и в соответствии с требованиями ГОСО по направлению подготовки бакалавра, используются следующие образовательные технологии: 1) разработка и использование активных форм лекций (в том числе и с применением мультимедийных средств): -проблемная лекция; - лекция-визуализация; -лекция с разбором конкретной ситуации. В сочетании с внеаудиторной работой в активной форме выполняется также обсуждение контролируемых самостоятельных работ. В процессе проведения лекционных и практических занятий практикуется широкое использование современных технических средств (проекторы, интерактивная доска, Интернет). С использованием Интернета осуществляется доступ к базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Білім алушының білімін бағалау

Оқытушы ағымдағы бақылау жұмыстарының барлық түрлерін жүргізеді және академиялық кезеңде екі рет білім алушылардың ағымдағы үлгеріміне тиісті баға береді. Ағымдағы бақылау нәтижелері бойынша 1 және 2 рейтинг қалыптастырылады. Білім алушының оқу жетістіктері 100 балдық шкала бойынша бағаланады, Р1 және Р2 қорытынды бағасы ағымдағы үлгерім бағасынан орташа арифметикалық ретінде шығарылады. Академиялық кезеңде білім алушының жұмысын бағалауды пән бойынша тапсырмаларды тапсыру кестесіне сәйкес оқытушы жүзеге асырады. Бақылау жүйесі жазбаша және ауызша, топтық және жеке формаларды біріктіре алады.

Кезең Тапсырма түрі Өлшем
1  рейтинг Практическая работа 0-100
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Тестирование
Самостоятельная работа
2  рейтинг Практическая работа 0-100
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Тестирование
Наблюдения, исследовательская работа
Самостоятельная работа
Қорытынды бақылау емтихан 0-100
Жұмыс түрлері бойынша оқыту нәтижелерін бағалау саясаты
Тапсырма түрі 90-100 70-89 50-69 0-49
Өте жақсы Жақсы Қанағаттанарлық Қанағаттанарлықсыз
Бағалау нысаны

Пән бойынша білім алушының білімін қорытынды бағалау 100 баллдық жүйе бойынша жүзеге асырылады және:

  • Емтиханда алынған нәтиженің 40%;
  • Ағымдағы үлгерімнің 60% - ы.

Қорытынды бағаны есептеу формуласы:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

мұндағы, Р1, Р2-тиісінше бірінші, екінші рейтингті бағалаудың сандық эквиваленттері;

Э - емтихандағы бағаның сандық баламасы.

Қортынды әріптік бағасы және оның балдық сандық эквиваленті:

Төрт балдық жүйе бойынша цифрлық баламаға сәйкес келетін білім алушылардың оқу жетістіктерін бағалаудың әріптік жүйесі:

Әріптік жүйе бойынша бағалар Балдардың сандық эквиваленті Балдар (%-тік құрамы) Дәстүрлі жүйе бойынша бағалар
A 4.0 95-100 Өте жақсы
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Жақсы
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Қанағаттанарлық
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Қанағаттанарлықсыз
F 0 0-24
Дәріс сабақтарының тақырыптары
  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
  • ПРИРОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГЕОСИСТЕМ (ЛАНДШАФТОВ)
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУШИ
  • СТРУКТУРА И МОРФОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА
  • ИЕРАРХИЯ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ
  • ИСТОРИЯ И ГЕНЕЗИС ГЕОСИСТЕМ
  • ДИНАМИКА И УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ
  • ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ
  • КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
Негізгі әдебиет
  • 1. Н.Л. Методы комплексных физико-географических исследований / Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова. – М: Изд-во Моск.ун-та, 2017г.
  • 2. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований, М.: Академия, 2014г.
  • 3. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды / А.Г. Исаченко. – М.: Мысль., 2016.-264 с.
  • 4. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М.: Высш.шк.., 2018г.
  • 5. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки, М.:Аспект-пресс, 2014г.
  • 6. Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность / Л.И. Куракова. – М.: Просвещение, 2013г.
  • 7. Марцинкевич Г.И. Основы ландшафтоведения / Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицунова, А.Н. Мотузко. – Минск: Высшая школа, 2018г.
Қосымша әдебиеттер
  • 1 Арманд Д.А. Наука о ландшафте /Д.А. Арманд. – М.:Мысль, 1975г.
  • 2 Беручашвили Н.Л. Геофизика ландшафта / Н.Л. Беручашвили. – М.: Высш.шк., 1990г.
  • 3 Гельдыева Г.В. Ландшафты Казахстана / Г.В. Гельдыева, Л.К. Веселова. – Алма-Аты: Наука, 1992г.
  • 4 Дьяконов К.Н. Современные методы географических исследований / К.Н. Дьяконов, Н.С. Касимов, B.C. Тикунов. – М.:Просвещение, 1996г.
  • 5 Исаченко А.Г. Ландшафты. Природа мира / А.Г. Исаченко, А.А. Шляпников. –М.: Мысль., 1989г.
  • 6 Крауклис А.А. Проблемы экспериментального ланшафтоведения / А.А. Крауклис. – Новосибирск: Наука, 1978г.
  • 7 Макунина Г.С. Функционирование и оптимизация ландшафта / Г.С. Макунина, П.Н. Рязанов. – М., 1988г.
  • 8 Мильков Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли.– М.:Мысль, 1970г.
  • 9 Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты / Ф.Н. Мильков. – М.: Мысль. 1978г.
  • 10 Мильков Ф.Н. Терминологический словарь по физической географии / Ф.Н. Мильков, А.В. Бережной, В.В. Михно. – М.: Высш. шк., 1993г.
  • 11 Николаев В.А. Проблемы регионального ландшафтоведения / В.А Николаев М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979г.